По этому поводу мнения ряда российских политологов, к которым "Труд" обратился за комментарием по горячим следам путинского ультиматума в адрес Шеварднадзе, и совпали, и где-то разделились. Своими суждениями поделились профессор Анатолий УТКИН, директор Центра международных исследований ИСКРАН, Александр КОНОВАЛОВ, президент Института стратегических оценок, и профессор Борис ШМЕЛЕВ, руководитель Центра сравнительных политических исследований РАН.
Взвесив содержание состоявшейся накануне телефонной беседы Владимира Путина и Джорджа Буша, они логично предположили, что речь едва ли шла только о соболезновании по случаю дня памяти и скорби 11 сентября. Очевидно, Москва проинформировала Вашингтон о том, что терпение иссякло и что пора разорить гнездо террористов (так или иначе связанных с "Аль-Каидой"), в Панкисском ущелье на территории Грузии.
Правда, один из собеседников выразился осторожно: "Хотелось бы верить, что наша дипломатия рассчитала все возможные варианты развития событий", а со стороны Запада получены заверения, в частности, в том, что Москву "в очередной раз не обвинят в имперских замашках". Его коллега, напротив, полагает, что если и имел место некий элемент согласования по формуле - невмешательство в политику США при "зачистке" Ирака в обмен на право ликвидировать угрозу со стороны чеченских сепаратистов, обосновавшихся в Грузии, - то как бы Россия не "продешевила":
- Обмен не эквивалентный. Как бы не потерять 12 миллиардов долларов, составляющих долг вместе с процентами Ирака перед Россией.
С ним заочно полемизирует другой политолог, склоняющийся к версии, что на самом деле послание Путина адресовано не только Шеварднадзе, а и Западу в целом: "Это напоминание, что мы не можем согласиться с тем, что Грузия проводит политику, не учитывающую интересы безопасности России".
Различия проявились в толковании причин, по которым Соединенные Штаты, скорее всего, готовы предоставить России право на заявленную со ссылкой на 51-ю статью Устава ООН самооборону от того, что Индия, к примеру, называет "трансграничным терроризмом" - вылазками исламистских боевиков с территории Пакистана в индийском штате Джамму и Кашмир. Одни уверены, Бушу нужно собрать под своим водительством антииракскую коалицию, как в 1991 году во время операции "Буря в пустыне", или заручиться дружественным нейтралитетом со стороны ведущих держав, включая Россию.
Действительно, резонно предположить, что США нуждаются в поддержке России в преддверии голосования в Совете Безопасности ООН по резолюции, делегирующей американцам полномочия по военному принуждению Ирака уважать волю мирового сообщества, а именно - вновь допустить на свою территорию международных инспекторов.
- Шеварднадзе Западу дорог как память. Как воспоминания о 1989 - 1990 годах, но не более, - сказал в интервью "Труду" один из крупных российских аналитиков. - Американцы хорошо осведомлены о том, что Грузия, по сути, - мини-империя. Из 5,5 миллиона населения грузины составляют только три миллиона, здесь живут абхазцы, аджарцы, осетины, армяне, азербайджанцы, русские. Еще президент Гамсахурдиа хотел превратить Грузию в унитарное государство. Это то, за что судят Милошевича в Гааге. Но никто не судит руководителей в Тбилиси за то, что они отменили автономию Абхазии или Аджарии. Сегодняшняя Грузия, из которой выехала значительная часть ее интеллигенции, - нестабильный режим. Но вряд ли конгресс США станет заниматься в Грузии тем, что американцы называют "построением государственности".
Его коллега, в свою очередь, отметил, что "государственность в Грузии пока не состоялась, руководящая элита не сформировалась, а сложившееся квазиполитическое сословие, пытавшееся только играть на противоречиях между Америкой и Россией, не в состоянии решить стоящие перед страной проблемы". И эту внутреннюю слабость власти в Тбилиси также, очевидно, учтут в международном контексте тех шагов, которые будут в ближайшие недели предприняты сторонами после "ультиматума Путина".