РАДИКАЛЫ ОТДЫХАЮТ

Новая экономическая программа правительства в корне отличается от тех, что были раньше. На этот раз ее идеологи, как считают эксперты, отказались от радикального либерализма. Экономику предложено модернизировать на основе либеральных принципов, но при участии государства - поддержка промышленности, определенные льготы по инвестициям и т.д. Как это скажется на реальном секторе? Слово известному ученому, директору Экспертного института Андрею НЕЩАДИНУ.

Роль государства действительно растет, причем именно в тех секторах экономики, из которых в свое время оно слишком поспешно ушло. Есть и другие моменты, которые можно приветствовать. Впервые обозначена четкая ориентация на социальные изменения в обществе - ускорение роста ВВП должно сопровождаться ростом социальных расходов. А за новое налоговое законодательство, которое положено в основу программы и частично уже принято, предприниматели боролись все последние годы. Скажем, снижение налога на прибыль, отмена налога с оборота, единая ставка подоходного налога - именно то, что нужно для производства. Давно также назрели перемены в управлении государственным имуществом. Перспективны предложения по корпоративному управлению, по переходу к акционерным обществам со 100-процентным государственным капиталом и, с другой стороны, избавлению от таких предприятий, в работе которых государство участвовать не должно. Правда, при форсированной приватизации есть риск скатиться в кампанейщину. Поспешный сброс государственных пакетов может обрушить рынок акций.
Однако есть в программе недоговоренности, своего рода белые пятна. Их придется заполнять - законами, постановлениями правительства. Вот тут и потребуется точная, взвешенная работа предпринимателей и власти. Это даже не лоббирование в буквальном смысле слова, а согласование интересов.
Прежде всего имею в виду неплатежи, ставшие балластом для всей экономики. Да, ситуация сложна, потому что взаимная задолженность предприятий и государства годами копилась как снежный ком. Но этот узел не развяжется сам собой, если даже правительство снизит банковские ставки и у предприятий вырастут оборотные средства. Слишком мало внимания уделено и укреплению финансовой системы. Банковский сектор упоминается вскользь, хотя для экономики он имеет первостепенное значение. Допуск иностранных банков на российский рынок грозит массовым банкротством нашим банкам, которые так и не оправились от кризиса 98-го года. А далеко не факт, что победители обеспечат потоки инвестиций в российское производство.
На наш взгляд, скупо прописаны вопросы структурной политики. Поэтому пока совершенно неясно, за счет чего российское машиностроение будет, как это заявлено в программе, наращивать производство, а российский ТЭК, наоборот, начнет сокращать свою долю в экспорте. Мы слишком поспешно ушли из некоторых стран Азии и Африки, ликвидировали торгпредства и сами себя загнали в угол. Теперь нужна новая внешнеэкономическая стратегия. Речь не о поддержке предприятий машиностроения за счет государственных капвложений - это советский способ, который чаще всего себя не оправдывал. Мы говорим о патронировании отечественных производителей на, так сказать, политическом фронте, о помощи в организации экспорта. В мировой практике серьезные экспортные поставки всегда обеспечиваются государственной поддержкой с той и другой стороны.
Но самое главное, что хотел бы отметить, - программа просто обрекает промышленников и правительство на сотрудничество. Цели никогда не будут достигнуты, если государство не создаст те условия для развития бизнеса, которые заявлены. А сами предприниматели в ответ на эти шаги власти должны расширять производство, создавать рабочие места и обеспечивать промышленный рост. Сегодня всем видно, что государство как собственник зачастую не конкурентоспособно. Оно не имеет системы управления своей собственностью, инвестиций, чтобы поддержать даже свои предприятия. Место государства предстоит занять бизнесу.
Вот тут и сильная, и слабая стороны программы. Без тесного партнерства между предпринимателями и правительством ничего не получится. Причем партнерства не в смысле лоббирования группой промышленников и бизнесменов, которых привыкли называть олигархами. Понадобится постоянный диалог с широкими слоями представителей реального сектора экономики. Слово за властью.