Уходящее лето обернулось кошмаром для нашего кинопроката
Два первых летних месяца установили новые антирекорды по оттоку зрителей из кинозалов. Небывалая жара, пожары в одних регионах, дожди и наводнения в других, новая волна пандемии, наконец, почти полное отсутствие ярких фильмов в афише, в которой задавала тон американская продукция класса В и С, — все это обусловило резкое падение посещаемости кинотеатров. Которые, надо сказать, и так едва сводили концы с концами после прошлогоднего локдауна.
Слегка оживила угасающий кинорынок вышедшая в июле «Черная вдова» со Скарлетт Йоханссон в главной роли. Но и этот высокобюджетный голливудский боевик собрал в наших кинотеатрах лишь 600 миллионов рублей — примерно половину от прогнозируемой суммы. Во многом, кстати, это произошло из-за невнятного сценария фильма, избитых сюжетных поворотов и приевшихся трюков, повторяющих находки «бондианы».
Но, похоже, в августе кинотеатры, наконец, будут жить, а не выживать: голливудские студии отважились выбросить на рынок целую россыпь своих новинок. Так, уже 5 августа достаточно резво стартовал на наших экранах фантастический боевик «Отряд самоубийц: Миссия навылет», который только за первые дни проката заработал порядка 330 миллионов рублей. Похоже, ему удастся вернуть заскучавших тинейджеров в кинотеатры и в итоге собрать порядка 1 миллиарда рублей.
Большие надежды прокатчики связывают с репертуаром второй половины месяца, когда на экраны выйдут давно ожидаемые голливудские боевики: «Главный герой» с Райяном Рейнольдсом, фантастический триллер «Воспоминания» с Хью Джекменом, историческое фэнтези «Легенда о зеленом рыцаре» с Девом Пателем и Алисией Викандер. Наконец, полюбившаяся зрителям семейная анимационная комедия «Босс-молокосос-2», первая часть которого собрала в 2017 году в нашем прокате весомые 1,5 миллиарда рублей.
«А где же российское кино»? — справедливо спросит читатель, скользя глазами по сплошь иностранным названиям и фамилиям. Увы, наш кинематограф в очередной раз капитулировал перед иноземным кинонашествием, целиком отдав летний экран во власть Голливуда. Психодрама «Джетлаг» про муки любви и творчества в постановке Михаила Идова, военные драмы «Красный призрак» Андрея Богатырева и «Судьба диверсанта» Дмитрия Астрахана промелькнули по летнему экрану едва различимыми, призрачными тенями.
Так, последний из названных фильмов при бюджете 42 миллиона рублей собрал в прокате только 130 тысяч рублей. Стоило ли выпускать на экраны суровые, драматичные, пусть и с ощутимой экшн-составляющей картины в разгар отпускной страды? Странно, что таких простых вещей не понимают вроде бы опытные режиссеры и их продюсеры. Не говоря уже о том, что фильмами о войне нашего зрителя, похоже, перекормили. Ведь только недавно были «Подольские курсанты», «Зоя», «Девятаев», «Уроки фарси»... По оценкам аналитика кинорынка Сергея Лаврова, сейчас на разных стадиях готовности находится порядка 15-20 военных фильмов. При всей важности темы, куда и зачем столько?
Не сложилась в прокате и судьба фильмов «Бендер: Начало» и «Бендер: Золото империи» — приквел «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка». Идея додумать за Ильфа и Петрова историю появления на свет самого знаменитого плута советской литературы, а затем и кино (напомню, книги знаменитых сатириков были экранизированы Леонидом Гайдаем, Михаилом Швейцером, Марком Захаровым), обернулась заведомо проигрышным результатом: лучше классиков все равно не напишешь и не снимешь. Перенеся действие фильмов в эпоху Гражданской войны, авторы новой «бендерианы» создали гремучую смесь из «Неуловимых мстителей», «Бумбараша», псевдо-одесского колорита и ... «Пиратов Карибского моря», на которые почему-то стилистически, визуально походят их опусы. Во всяком случае, Сергей Безруков, играющий Бендера-отца, отчаянно косит под Джонни Деппа.
Зрители раскусили эту суетливую поделку и, в своей массе, проигнорировали фильмы, которые при общем бюджете 270 миллионов рублей отбили только 75 миллионов. Видимо, по этой причине третья часть франшизы «Бендер: Последняя афера», заявленная на август, на экраны в ближайшие недели уже не выйдет. Но поговаривают, что впоследствии из трех этих картин будет создан единый сериал о молодом Остапе Бендере. Кто знает, может, на ТВ судьба трилогии сложится удачнее.
А пока несколько десятков российских картин, вышедших в начале лета, прогорели в прокате, не окупив затрат на свое производство. Что до августа, то на наших экранах и вовсе не появится ни одного нового значимого российского фильма. А ведь 27 августа — День российского кино. Наверное, в этот день пройдут спецпоказы советской киноклассики, повторы удачных фильмов прошлых лет, но праздник кино без громкой прокатной премьеры — это нонсенс, скандал. Подозреваю, кинематографисты просто побоялись открытого соперничества с уже упоминавшимися выше голливудскими хитами и отдали им экран без боя. Для чего тогда российская киноиндустрия ежегодно производит порядка 150 фильмов, снятых преимущественно на бюджетные деньги, — так и остается загадкой.
P S. В оправдание нашим мастерам кино можно сказать, что сразу несколько российских фильмов недавно с успехом были показаны в Каннах, а в эти дни три новые работы представляют российское киноискусство в Локарно. На очереди — фестивали с нашим участием в Венеции, Сан-Себастьяне, Пекине. Прекрасно, что молодые кинематографисты, а не только Сокуров и Кончаловский, стали снимать конкурентоспособное авторское, фестивальное кино. Но оно выходит на наши экраны небольшими тиражами и, увы, не делает погоды в прокате, где по-прежнему с большим отрывом доминирует Голливуд.