Неожиданные итоги фестиваля «Окно в Европу»
В Выборге завершился фестиваль «Окно в Европу» — один из крупнейших кинофорумов страны. В его программе было заявлено порядка 130 фильмов — игровых, документальных, анимационных. Все киноплощадки города целую неделю работали в напряженном режиме. Просмотры начинались в 10 утра, а заканчивались порой в половине второго ночи.
Фестиваль стал еще и серьезной дискуссионной площадкой: здесь выступали с презентациями своих произведений, лекциями, мастер-классами крупнейшие мастера нашей культуры: режиссеры Александр Сокуров, Карен Шахназаров, Вадим Абдрашитов, писатель Дмитрий Быков, протодиакон Андрей Кураев, критик, культуролог Юрий Богомолов...
На фестивале работало параллельно четыре жюри. В конкурсе анимационного кино главный приз получила десятиминутная поэтическая притча «Рыбы, пловцы, корабли» режиссеров Дмитрия Геллера и Андрея Кулева, основанная на китайском фольклоре. Награда вручалась с формулировкой — «За поэтичность и мастерское владение языком восточной культуры». В конкурсе неигрового кино главный приз достался режиссеру Наталье Гугуевой за фильм «Форсаж. Возвращение», рассказывающий о летчиках палубной авиации.
В конкурсе «Копродукция. Окно в мир» награда досталась документально-игровой картине «Красный русский» совместного производства российских и бразильских кинематографистов в постановке режиссера Чарли Брауна. Это исполненный юмора и драматизма рассказ о двух бразильских актрисах, которые решаются переехать в Москву, чтобы лучше изучить систему Станиславского.
В основном конкурсе «Игровое кино. Осенние премьеры» жюри во главе с известным драматургом, режиссером, продюсером Рустамом Ибрагимбековым ожидаемо (обозреватель «Труда» прогнозировал такой результат еще несколько дней назад) присудило главный приз фильму «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» в постановке молодого режиссера Александра Ханта. Эта гротескная комедия получила также диплом Гильдии киноведов и кинокритиков, а исполнитель главной роли Евгений Ткачук был назван лучшим актером фестиваля. Ранее картина произвела фурор на фестивале в Карловых Варах, где завоевала главный приз в конкурсе восточно-европейского кино. Осенью лента выйдет в российский прокат.
Неожиданными оказались результаты конкурса «Выборгский счет», который называют еще конкурсом зрительских симпатий, хотя, на самом деле, в голосовании участвуют не только зрители, но и участники, гости кинофестиваля. Обозреватель «Труда» прогнозировал здесь победу драматичному и глубокому фильму «Аритмия» Бориса Хлебникова, который ранее победил на «Кинотавре», а в Выборге был встречен бурными овациями и криками «Браво!» Но «Аритмии» в итоге досталось лишь второе место. Третье место занял уже упоминавшийся фильм «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов».
А победителем здесь неожиданно стала комедия Марюса Вайсберга «Бабушка легкого поведения» с Александром Реввой в главной роли, который попеременно изображает то лихого афериста по кличке Трансформер, то пресловутую бабушку, меняющую парики и наряды. В этом то ли фильме, то ли музыкально-эксцентрическом ревю Александру Ревве ассистируют певица Глюкоза, сам «король эстрады» Филипп Киркоров и еще дюжина менее именитых исполнителей.
Выступая перед премьерой фильма, Александр Рева сравнивал режиссера Марюса Вайсберга, ни много, ни мало, с Эльдаром Рязановым и Леонидом Гайдаем. Хотя комедии Вайсберга — такие, как «Гитлер, капут!», трилогия «Любовь в большом городе», «Ржевский против Наполеона», «8 лучших свиданий» — давно стали символом дурновкусия. Не отличается от них в лучшую сторону и «Бабушка легкого поведения», которая состоит из сплошных штампов и шуток ниже пояса. И то, что в конкурсе с обязывающим названием «Выборгский счет» победила заурядная, «злачная» картина, — это, на мой взгляд, ощутимый удар по репутации фестиваля.