Особая экономическая зона, удобства во дворе

Никак в России не желают приживаться зоны, не связанные с отбыванием наказания. А может, оно и к лучшему?..

В Министерстве экономического развития сообщили, что подготовлен проект распоряжения о закрытии 10 особых экономических зон (ОЭЗ). Ну никак в России не желают приживаться зоны, не связанные с отбыванием наказания. А может, оно и к лучшему?

Еще прошлой осенью Общественный народный фронт предлагал ликвидировать главную управляющую контору — ОАО «Особые экономические зоны», окрестив ее пятым колесом в телеге российской экономики. На встрече с Владимиром Путиным активисты ОНФ рассказали, что эта структура, созданная при Минэкономразвития, не занимается своим прямым делом, а «прокручивает» в банках бюджетные деньги для получения прибыли, «неизвестно куда идущей». Президент поручил проверить сигнал и принять меры.

И вот уже этим летом контрольное управление президента доложило: с 2006 года на 33 российских ОЭЗ из государственной казны потрачено 186 млрд рублей. А отдача почти впятеро меньше: налоговые и таможенные платежи из самих зон составили 40 млрд рублей. За десять лет там создано лишь 18 тысяч рабочих мест, каждое обошлось стране в 10 млн рублей — то есть в среднюю зарплату в РФ за 25 лет. И вся эта имитация бурной деятельности происходит под прикрытием федерального министерства.

Для сравнения. В Китае в 1980 году создали 4 экономических зоны с целью опробовать инновационную модель, которую предполагалось в дальнейшем внедрить в других регионах. И вот результат: экономика небольшого рыбацкого городка Шэньчжэня уже к 1984 году выросла в 6 раз, а к 2010 году — в 4852 (!) раза. Ныне это крупнейший мегаполис с населением в 14 млн человек и валовым региональным продуктом (ВРП), приближающимся к 200 млрд долларов (опять же для сравнения: ВРП Москвы составляет около 170 млрд долларов). С 1996 года в Шэньчжэне успешно действует индустриальный парк, предприятия которого специализируются на таких областях, как биотехнологии и фармацевтика, строительство и производство строительного материала, химическое производство, медицинское оборудование, электроника, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование и т. д.

Напомним: в России все 33 ОЭЗ зарабатывают чуть больше 60 млн долларов в год. А тратят в несколько раз больше, причем абсолютно бесперспективно и безнаказанно, пользуясь беспрецедентными льготами, легально уходя от налогов.

Теперь федеральное правительство намерено закрыть треть этих «черных дыр». То есть две трети пока останутся. Ликвидировать предлагается туристско-рекреационные и портовые зоны, которые не привлекли инвесторов.

— По сути, были выдуманы некие «райские сады», под них выстроена инфраструктура, а на деле оказалось, что желающих ею воспользоваться нет и туристов нет, — заявил замминистра экономического развития Александр Цыбульский.

На что губернатор Алтайского края Александр Карлин возражает: «Я за все экономические зоны не скажу, но наша «Бирюзовая Катунь» — самая успешная».

В интернете можно найти отклики отдыхавших в этой ОЭЗ, созданной аж в 2007 году: «Жили в маленьких домиках в 100 м от озера, в домике две деревянных кровати и столик, ну, в общем-то, и все... Туалет и душ на улице, холодильник в дежурном домике... Минимум удобств, так что кто привык к уюту, лучше выбрать другой вариант...» В советские времена это называлось ведомственными базами отдыха. Спрашивается: почему теперь они должны финансироваться из общероссийской казны?

Сравним: китайский остров Хайнань, ставший в 1984 году ОЭЗ туристическо-рекреационного типа, за первые шесть лет стал курортом мирового уровня, куда туристы всего мира уже выстраиваются в очередь. А «Бирюзовая Катунь» по сей день ждет, когда за счет федеральной казны ей построят водопровод и канализацию, без которых нельзя представить нормальную гостиницу.

Нужны ли России такие «зоны»? Ответ очевиден. А вот о том, почему наше правительство умудряется хоронить идеи, успешно работающие в остальном мире, стоит задуматься отдельно.