«Форд» отвечает Улюкаеву

Новый министр экономического развития считает, что рецессии в экономике нет, но есть другие мнения

«Рецессии в стране нет. И не будет», — оптимистично заявляет новый министр экономики Алексей Улюкаев. Однако наличие стагнации в российской экономике министр признает: «Стагнация, наверное, термин уместный. Очень низки темпы роста, это фактор институциональный, структурный, макроэкономический».

В ближайшее время Улюкаев обещает пересмотреть прогноз на предстоящую бюджетную трехлетку и долгосрочный прогноз в рамках подготовки бюджетной стратегии до 2030 года: «Наверное, во всех этих документах нам предстоит дать более консервативную оценку будущим темпам экономического роста». То есть высоких цифр роста в прогнозах ожидать не приходится.

При этом министр предупреждает, что пора подумать об экономии во всех ее видах: «Россия — среднедоходная страна, но мы несем на себе объем социальных обязательств, который больше, чем обычно, имеют такие страны. С одной стороны, мы имеем огромную нагрузку со стороны пенсионной системы. С другой — у нас очень сильно выросли все издержки, связанные с газоснабжением, транспортировкой товаров, железной дорогой, сетевые издержки, издержки энергоснабжения. Наконец, мы имеем очень плохое соотношение между зарплатой и ростом ВВП. Все это приводит к быстрому снижению конкурентоспособности и финансового здоровья предприятий и экономики в целом».

Эти слова были сказаны в день, когда российский завод «Форд» во Всеволожске, считающийся самым успешным зарубежным инвестиционным проектом в нашем автопроме, объявил об остановке главного конвейера на 20 дней. Попутно администрация уведомила, что осенью будет сокращена третья смена.

Возобновлять производство в прежних масштабах смысла нет, поскольку все меньше желающих покупать машины. Что уже почувствовали на себе все производители, в том числе российский автогигант «АвтоВАЗ».

Эксперты давно бьют тревогу, что сокращается число сделок на рынке недвижимости. А падение продаж личного автотранспорта свидетельствует, что кризис спроса докатился и до этого рынка. То есть все меньше не только граждан, у которых хватает денег на квартиру, но даже тех, кто может себе позволить бюджетный автомобиль. «Схлопывание» спроса означает, что мы уже на пороге очередного кризиса, и не замечать этого — недальновидно и опасно.

Мы связались с председателем Межрегионального профсоюза работников автомобильной промышленности (МПРА) Алексеем Этмановым, чтобы прояснить ситуацию. Вопрос «Труда» не застал собеседника врасплох: профлидер как раз готовился к встрече с руководством «Форда» по вопросам, связанным с остановкой главного конвейера.

— Алексей Владимирович, министр экономики сообщил, что рецессии не будет, производство растет, хотя и медленнее прежнего...

— О каком росте может идти речь? На «Форде» объявили о сокращении 400 человек и отмене целой смены. Мы еще будем обсуждать наши действия в борьбе за сохранение рабочих мест. Сегодня начинаются переговоры с руководством предприятия, и мы объявим об их результатах.

— Но ведь если продажи падают, то хочешь не хочешь, а придется сворачивать производство. Разве не так?

— Если не удастся избежать сокращений, то они будут проходить в рамках тех договоренностей, которых мы уже достигли в диалоге с администрацией завода. В рамках коллективного договора работодатель должен провести целый ряд мероприятий, прежде чем сократить рабочие места.

— Теперь работодатель может в качестве дополнительного аргумента использовать фразу министра о стагнации в экономике.

— Да работодатели все это прекрасно знали. Что, разве министр им глаза открыл? Любая транснациональная корпорация имеет аналитические отделы, которые прогнозируют развитие экономической ситуации. Надеялись на лучшее, но лучшее не произошло. Продажи упали у всех автоконцернов, с похожими проблемами наши коллеги сталкиваются везде, «Форд» — первая ласточка. Но могу сказать главное: объединенные в профсоюзы трудящиеся могут отстаивать свое место под солнцем. Кризис — это не повод, чтобы переложить весь груз на плечи работников.