Когда говорят пушки, музы не всегда молчат
Пятилетие вторжения Грузии в Южную Осетию уже миновало, а мне все вспоминается петербургская выставка картин, спасенных из разрушенного цхинвальского музея. Чисто интеллигентская акция — политикам, да и народам в те дни было не до картин. Это нормально, хотя вообще-то когда говорят пушки, музы не всегда молчат — во время Великой отечественной войны были написаны потрясающие стихи, гениальные песни: Но музам безгласным никогда не удавалось купить жизнь ценой молчания — пушки не щадили ни архитектурных, ни живописных шедевров. Великий русский художник Николай Рерих еще во время Первой мировой войны пытался призвать сражающиеся армии проявить хотя бы минимальную жалость к вершинным достижениям человеческого духа, но тщетно: когда говорят пушки, совесть молчит. Однако Рерих надеялся, что вместо совести заговорит закон.
Разработанное с помощью юристов обращение к народам и правительствам всех стран было опубликовано на многих языках в 1929 году. В обращении предлагался проект международного договора, который бы брал под защиту сокровища культуры и науки, выделяя их особым флагом, этот флаг должен был обрести такое же мировое признание, как Красный Крест.
Третья Международная конференция 1933 года, проходившая в Вашингтоне с участием представителей 36 государств, поддержала пакт Рериха, но страны-агрессоры предпочли иметь свободные руки. Однако хорошо было уже и то, что пакт Рериха из разряда благих пожеланий начинал перемещаться в зону международного права. Суть соглашения сводилась к тому, что исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения должны считаться нейтральными и вместе с их сотрудниками пользоваться уважением и покровительством воюющих сторон. Для обозначения этих памятников и учреждений предлагался особый флаг: красная окружность на белом фоне, охватывающая три круга меньшего размера.
Но уже из того факта, что облик этого флага почти никому неизвестен, за исключением специалистов, становится ясно, что никаких практических последствий это соглашение не возымело.
В 1950 году Комитет пакта Рериха обратился в ЮНЕСКО, и через каких-то четыре года была подписана Гаагская конвенция о защите культурных ценностей. Согласно этой конвенции, объектом защиты во время вооруженных конфликтов объявлены всевозможные культурные ценности, а также здания для их хранения и экспонирования. При этом запрещалось использование культурных ценностей в целях, которые могут привести к их разрушению или повреждению в случае вооруженного конфликта.
Собственно, Гаагскую конвенцию 1954 года и можно считать правовым воплощением пакта Рериха.
Правда, вместо предложенного Рерихом охранного символа был принят заостренный снизу щит, разделенный на четыре части синего и белого цвета. Этот символ должен быть известен и уважаться так же, как Красный Крест.
Видели ли вы его хоть однажды?