ОТАР ИОСЕЛИАНИ: "МНЕ ТАК СОБОЛЕЗНУЮТ, ЧТО Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВДОВОЙ"

Признанный классик мирового кинематографа Отар Иоселиани четверть века снимает кино во Франции. Нашему корреспонденту удалось связаться с режиссером в Париже.

- Мы сейчас переживаем трагические дни. Погибли русские ребята, практически новобранцы. Есть потери у Грузии - один батальон уничтожен полностью. А сколько убито мирных людей! Мне постоянно звонят товарищи из Белоруссии, Украины, России - выражают соболезнования. Я чувствую себя вдовой. Но мои друзья, оставшиеся в Грузии, стараются держаться бодро, говорят: "У нас тут как всегда". Грузинам к войне не привыкать. В Великую Отечественную полегло 600 тысяч грузин, не меньше и в Первую мировую. У моего отца было 11 братьев - все они погибли на фронте, в живых остался только папа.
- Как вы думаете, Россия и Грузия теперь рассорились надолго?
- Этого не знает никто. Произошло непоправимое: одно православное государство стало сводить счеты с другим православным государством. И Россия, и Грузия - христианка с III века - окружены католиками и мусульманами. И тут бы им держаться вместе, но их угораздило враждовать. Во времена Екатерины II именно русские войска защитили Грузию от персидской и турецкой интервенции, когда грузин оставалось всего-навсего 100 тысяч. А в 1921 году полки Красной армии под командованием Орджоникидзе заняли Грузию, выгнав в эмиграцию грузинское правительство. Эти уроки истории Саакашвили должен был бы усвоить. С Россией шутить нельзя. С ней надо договариваться.
Я с отвращением отношусь к сегодняшней администрации Грузии, но не жалую и власти России. А уж про американца Буша и говорить нечего - просто посмотрите внимательно на его физиономию. Если бы эти ребята умели играть в шахматы, они бы просчитывали свои действия хотя бы на 10 шагов вперед. Все они недотепы и мерзавцы. Чего хотят? Понятно чего: заполучить абхазский берег под дачи. Американцы спят и видят, как сделать из Грузии полигон, чтобы соревноваться в оружии. Южная Осетия по большому счету никого не интересует, это крючок с наживкой. А Кавказ - регион взрывоопасный, и там легко спровоцировать войну. К сожалению, в наш базарный век политики никакими методами не брезгуют.
- Но ведь Саакашвили - законно избранный президент...
- Если бы в грузинской администрации работали серьезные, умные, культурные люди, я бы за них голосовал обеими руками. Но выборы в Грузии были фальсифицированы. За спиной Саакашвили стоял Сорос, оплативший цветную революцию. Они сместили Шеварднадзе, который, кстати, не был воякой, и я до сих пор отношусь к нему с уважением. Саакашвили же никогда не упускает случая, чтобы его облаять. У него прямо комплекс по отношению к Эдуарду Амвросьевичу. Перед последними парламентскими выборами оппозиция было подняла голову, на митинги выходили по 150-200 тысяч человек, но их же потравили газами, избили, измордовали.
- Как во Франции освещают грузино-осетинский конфликт? Наверное, сильно ругают Москву?
- Ругают не сильно, но престиж России на международной арене резко упал. Представьте себе, сколько политиков в Европе и Америке сейчас радостно потирают руки, потому что появилась возможность выставить русских агрессорами, которые вторглись на чужую территорию. С моральной точки зрения Россия сильно проиграла. Грузия очень маленькая страна и атаковать ее - это как-то даже не по-джентельменски.
- Как вы думаете, что может урегулировать этот конфликт?
- Нужно, чтобы российские войска ушли из Абхазии и Осетии, а в Грузии появилось разумное правительство. Но где его взять? Народу не осталось. А какая была чудная страна: веселая, благодатная, гостеприимная. А сегодня Грузия - печальная, страдающая и некультурная. Я не о начитанности говорю, а о культуре поведения людей. Все это я показал в документальном фильме "Грузия одна". Не мешало бы его показать по российскому телевидению, может быть, тогда россияне лучше поняли, что там происходит на самом деле, и посочувствовали.
БИОГРАФИЯ
Отар Иоселиани, режиссер, сценарист, актер
Родился 2 февраля 1934 года в городе Тбилиси. Окончил мехмат МГУ и ВГИК (мастерская Александра Довженко). В большом кино дебютировал в 1966-м фильмом "Листопад" (приз ФИПРЕССИ в Каннах). Для советской интеллигенции был воплощением благородного кавказского духа свободы. Международное признание ему принесли картины "Жил певчий дрозд", "Пастораль" (приз ФИПРЕССИ на Берлинале-1976), "Фавориты Луны" (спецприз жюри в Венеции-1984), "И стал свет" (спецприз в Венеции-1989), "Охота на бабочек", "Утро понедельника". В своей картине "In vino veritas!" ("Истина в вине!", 1999) сыграл главного героя. Однако при этом не без лукавства утверждает, что совсем не разбирается в винах. Считает актеров жуликами, а жуликов - великими актерами. Гражданин мира, давно заработавший себе репутацию независимого режиссера. С 1982-го живет во Франции, куда эмигрировал из-за проблем с советской цензурой. В начале 2000-х вернулся в Грузию, но работать продолжает в Европе.