ЦХИНВАЛИ: ПЕРВЫЕ ЖЕРТВЫ

В ночь на четверг в зоне грузино-осетинского конфликта случилось то, чего больше всего опасались, - в результате ожесточенной перестрелки, длившейся почти всю ночь, убиты трое жителей Цхинвали. Разрушены 46 домов, столица непризнанной республики осталась без электричества. "Это открытая война" - так расценил трагедию исполняющий обязанности главы минобороны Южной Осетии Ибрагим Гассиев.

И в Тбилиси, и в Цхинвали политики и военные не устают повторять о своей приверженности миру. Вину за эскалацию военных событий в регионе и те и другие перекладывают исключительно на своих противников. Чем дольше длится эта бессмысленная перепалка, тем громче канонада, без которой давно уже не обходится ни одна ночь под Цхинвали.
К стрельбе здесь уже привыкли. Однако вчера события вышли на новый, еще более тревожный уровень. Во-первых, в зоне конфликта появились убитые. А и грузинская, и осетинская стороны неоднократно заявляли, что при таком обороте дела тлеющую войну уже практически невозможно будет остановить. Во-вторых, впервые обстрелу подвергся пост российских миротворцев. Минометный огонь со стороны грузинского села Никози был открыт по позициям батальона "голубых касок" у Сарабука. К счастью, там никто не пострадал. В-третьих, по крайней мере со стороны грузинских формирований в дело вступила тяжелая боевая техника, которая раньше здесь не применялась. Огонь и по Цхинвали, и по российским солдатам ночью вели 122-миллиметровые минометы. Отмечена также работа скорострельных четырехствольных самоходных зенитных установок "Шилка". Ни того ни другого оружия нет на вооружении миротворцев. Зато они есть в арсенале грузинской армии. А в Тбилиси не делают секрета из того, что несколько дней назад их армейские части начали менять на боевых позициях полицейских, стоявших здесь ранее. Мало того: со стороны села Эреби отмечено выдвижение в район боевых действий колонны единственного в Грузии танкового полка, расквартированного в городе Гори.
Таким образом, все меньше сомнений, что эскалация конфликта - это не следствие слабонервности отдельных грузинских солдат, предупредительным автоматным и пулеметным огнем "охраняющих" себя по ночам. Наоборот, в жизнь последовательно проводится четко расписанный план боевых действий. Иначе не объяснить, например, откуда в Цхинвали взялись корректировщики артиллерийского огня, направлявшие минометную стрельбу по городу. Именно их переговоры по радио были минувшей ночью перехвачены российскими миротворцами.
По мнению большинства политиков и военных, остался всего один путь предотвращения полномасштабной войны, в которую могут втянуться - официально или на уровне так называемых добровольцев - и другие кавказские республики. Суть этого пути - немедленная и контролируемая демилитаризация региона. Оружие должно остаться лишь у миротворцев. Такую позицию российский министр обороны Сергей Иванов отстаивал в среду на переговорах в Москве со своим грузинским коллегой Георгием Барамидзе. "Решить этот вопрос можно лишь в рамках Смешанной контрольной комиссии. Другого механизма нет и в ближайшее время не появится", - считает глава нашего оборонного ведомства. Гости из Тбилиси с ним согласились. По крайней мере на словах. Но через несколько часов из Гори двинулись к Цхинвали танки.