Ан-70, в создание которого почти за четверть века Советский Союз, а потом Россия с Украиной угрохали около 4 миллиардов долларов, уже стал разменной картой в военно-политическом пасьянсе между Москвой и Киевом. Еще несколько лет назад в обеих столицах эту машину называли "самолетом XXI века" и утверждали, что о подобной мечтает даже НАТО. Потом, когда равнодушие Запада стало очевидным, угас энтузиазм и в России, военная авиация которой собиралась было заказывать до 150 "транспортников". Прекратила Москва и финансирование программы госиспытаний. Главные претензии касались двигателя нового самолета, который, как утверждают в Главном штабе ВВС РФ, не соответствует международным требованиям. Стало быть, ни в Европу, ни в США его не пустят.
К тому же сегодня России удалось создать более дешевую и чисто отечественную машину того же класса Ил-76МФ. Этот самолет как раз требованиям ИКАО соответствует. Он успешно налетал уже даже больше, чем запланировано конструкторами, и хоть завтра готов к производству на Воронежском авиационном заводе. Если удастся найти для запуска Ил-76МФ в серию 120-130 миллионов долларов, то на вооружение ВВС РФ главком будет предлагать принять именно его.
Выходит, что в "сыром" Ан-70 (первый экземпляр давно разбился над Украиной, а второй и единственный несколько лет назад грохнулся при посадке в Омске, однако был потом восстановлен) всерьез не заинтересован никто, кроме Украины. В Киеве считают все претензии к их детищу надуманными. В крайнем раздражении президент Леонид Кучма заявил по этому поводу, что тут нет "ни единой частички, касающейся техники или экономики. Это - политика, и мне надоела эта политика со стороны Российской Федерации".
В союзники украинцы недавно попытались привлечь даже российского премьер-министра. Во время недавнего визита Касьянова в Крым тот самый единственный Ан-70 специально перегнали на аэродром Бельбек под Севастополем. Касьянов вместе со своим украинским коллегой Януковичем осмотрел машину и пообещал, что финансирование испытаний Москва продолжит. Ан-70 тут же включили в программу Международного авиакосмического салона и даже запланировали демонстрационные полеты в Жуковском.
По правде говоря, поднимать в небо над тысячами зрителей огромный самолет, который еще не завершил испытания, представляется делом рискованным. По этому поводу главком ВВС РФ сказал буквально следующее: "Я буду ежедневно молиться, чтобы Ан-70 не наделал бед на авиасалоне".
Еще один аргумент против полетов Ан-70 в Жуковском вчера привели "Труду" в Главном штабе ВВС России. Если верить моему собеседнику в чине полковника, Касьянова на аэродроме Бельбек украинцы ввели в заблуждение. Премьеру не сказали, что при перелете в Крым у экспериментального "транспортника" в воздухе случился помпаж (то есть отказ) всех четырех двигателей. Аварию предотвратили чудом. А по поводу странной разноголосицы политиков и военных вокруг пригодности Ан-70 комментарий был таков: "На кону стоят такие деньги, что многие готовы петь не своим голосом".
На вчерашней встрече с президентом России Владимиром Путиным генерал-полковник Михайлов снова заявил, что Ан-70, задуманный как средний военно-транспортный самолет, в процессе доработки оказался слишком тяжелым. При этом, добавил Михайлов, он уступает сугубо российскому конкуренту ИЛ-76 МФ по ряду параметров. Но работа над ним продолжается, заверил главком президента.