- Михаил Чоккаевич, так что же творится в природе?
- На наших глазах происходит глобальная экологическая катастрофа, вызванная бурным ростом промышленности в развитых странах. Еще выдающийся русский ученый Никита Николаевич Моисеев предупреждал: если человечество кардинально не изменит поведения в отношении природы, то к середине XXI века на Земле могут сложиться такие экологические условия, при которых род человеческий не сможет существовать.
Свои прогнозы Моисеев обосновывал данными об изменении биосферы. Вот, скажем, за последние 100 лет в атмосфере планеты содержание углекислого газа увеличилось более чем на 20 процентов. Упомянутый газ является "пищей" для растительных организмов и, стало быть, это должно было вызвать соответствующий рост растительности на планете. Но ничего подобного не случилось. Очевидно, биосфера утрачивает способность реагировать на происходящие изменения. Это очень тревожный симптом.
- Что сейчас представляет самую опасную угрозу для экологии?
- Парниковый эффект, вызванный концентрацией углекислого газа в атмосфере. Человечество сталкивается с глобальным изменением климата. А это явление опасно. Если на планете потеплеет на градус, то многие прибрежные города просто затопит. А на широтах, где вечная мерзлота, тающие льды разрушат до 50-60 процентов домов, дорог, трубопроводов.
- Не может быть, чтобы не придумали противоядия от этой напасти...
- Конечно, меры предпринимаются. Был принят Киотский протокол, которым закреплены принципы экологической безопасности. Установлены и так называемые "квоты на загрязнение". Причем слаборазвитые, не наносящие большого ущерба природе страны могут продать часть своих квот государствам, которые готовы сжигать больше топлива, чем предусмотрено протоколом. Мир шел к этому соглашению долгие годы, но, увы, США откладывают его ратификацию. А эта страна больше прочих загрязняет атмосферу, и без ее участия протокол теряет смысл. Недавно наш президент обратился к "восьмерке" с предложением созвать всемирную конференцию по изменению климата и еще раз этот вопрос обсудить.
- Все же людей больше волнует не завтрашнее потепление, а сегодняшние экологические проблемы. Вот недавно жители Красноярска проводили акцию против завоза ядерных отходов...
- Много писали, что там плохие условия для их хранения. Но я лично осмотрел это хранилище и уверяю вас: как раз там-то отходы содержатся очень надежно. Хотя вообще с отработавшим свое "мирным атомом" проблем хватает. У нас есть надежные технологии, но из-за недостаточного финансирования работы по их применению отстают.
- Помимо захоронения отходов, есть и такое экологически небезопасное производство, как переработка ядерного топлива.
- Эту проблему знаю не понаслышке, потому что являюсь председателем президентской комиссии по ОЯТ. Дело в том, что если Россия продает топливо Болгарии, Венгрии или Ирану, то после выработки ресурса мы обязаны забирать его обратно. Но поскольку топливо может повторно использоваться, то мы его восстанавливаем и возвращаем тем же странам. Это очень выгодный бизнес, он приносит стране огромные деньги. К слову, подобные заводы построены во Франции, но они не полностью загружены. Поэтому через некоторых "зеленых", которые греются у их костра, западные компании вносят хаос в умы обывателей, чтобы перехватить клиентов. Так что это, скорее, проблема экономическая.
А что действительно грозит экологической катастрофой, так это реакторы списанных подводных лодок. Специалисты толком не решили, как справиться с их утилизацией. Сейчас на Дальнем Востоке стоят у причалов 18 старых атомоходов, есть такие и на Севере. Лодки ржавеют, некоторые потихоньку тонут. Это очень опасно. Если, не дай Бог, что случится, то пострадают не только прибрежные воды, но и все живое в океанах.
- Кстати, о воде. По прогнозам экологов, скоро нам не будет ее хватать...
- Той, что можно употреблять без опасности для здоровья, уже давно не хватает. Нормальная питьевая вода есть только у 10-15 процентов населения Земли. Особенно тяжелая ситуация в Африке. В развитых странах ведется серьезная работа по очистке рек. Например, основательно привели в порядок Рейн и Потомак. А вот Дунай, многие европейские озера в очень плохом состоянии. Есть большие проблемы и с нашей Волгой. Перспективы спасения великой русской реки обсуждались на конференциях под эгидой ЮНЕСКО и ООН. К слову, следующий год объявлен Годом Воды.
- Россию называют производителем кислорода на Земле. Наверное, потому, что таких лесов, как у нас, нигде нет?
- Точно. Но нигде и не относятся так наплевательски к своему природному богатству. В Западной Европе лес рубят и тут же рядом сажают новый. А какие у них изумительные комбинаты по производству бумаги - все чисто, стерильно, как в хорошей больнице. А мы продаем только круглый лес, все остальное бросаем, захламляем тысячи гектаров. Я считаю, что наше лесное хозяйство было развалено специально, чтобы нечистоплотные дельцы безнаказанно занимались таким безобразием. А ведь Россия - центр Евразии. Мы находимся на пути экологических воздушных потоков, и наши леса дают миру до 70 процентов чистого воздуха.
- В общем, картина не радует. Неужто нет у нас положительного опыта в области экологии?
- Почему? Есть - например, на Каспии.
- Но сколько говорится и пишется про то, что это море отравлено нефтепродуктами!
- Это правда. Но сейчас там внедряется очень интересный опыт. В акватории нефтедобычи "Калмнефть" создаются рыборазводное хозяйство и искусственные острова с природными ландшафтами, развитой инфраструктурой для экологического туризма. Проект настолько привлекателен, что даже был представлен на российском инвестиционном симпозиуме в Гарварде. Хотя, конечно, по большому счету охраной природы надо заниматься во всей округе - в море впадает множество рек, от них зависит самочувствие Каспия.
- Что вы ожидаете от предстоящего форума ООН?
- Ученые много лет работали над Хартией Земли - она аналогична Декларации прав человека. Коротко суть можно выразить несколькими словами: Земля - наш единый дом, и жить в нем следует во взаимном согласии. Но попытки строить однополюсный мир, гонка вооружений, силовое решение конфликтов в эту хартию не вписываются. И я буду поднимать вопрос о том, что сегодня ООН находится под давлением США и ее штаб-квартиру пора переводить в Европу.