С какими проблемами сталкиваются в XXI веке представители российских малых народностей?
В низовьях Амура, по берегам многочисленных протоков, уже много столетий живут нанайцы – древний народ рыболовов и охотников. Петроглифы на базальтовых валунах вдоль Амура, которым поклоняются так и не порвавшие с шаманизмом жители нанайских поселков, по последним исследованиям, имеют возраст более десяти тысяч лет.
Русские землепроходцы пришли сюда в конце 16 века, в погоне за «мягкой рухлядью». Нанайцев устраивала меновая торговля, хотя по нынешним меркам выменять десяток соболей на одно зеркальце, или в уплату за железный котел заполнить его шкурками – представляется откровенным грабежом.
Шкурки соболя (на переднем плане) и серой белки. В краю, где живут нанайцы, все белки серые
Если и случались вооруженные стычки у русских, то не с местными жителями, а пришельцами с правого берега Амура – маньчжурами, которых также привлекала пушнина. Ее меняли на китайский шелк и медные изделия.
Ни тогда, ни много столетий позже никому из колонизаторов (часть нанайцев живут в КНР) не приходило в голову ограничивать местных жителей в лове рыбы. Для них рыба – не только основная пища для людей и собак, приманка в охотничьих капканах, но еще и сырье для одежды, мази от обморожений и укусов насекомых. Из шкур пресноводных рыб делали не только «рубахи» и «сарафаны», но даже и сапоги.
Рыбьи шкурки – сом и щука. Из них шьют традиционную нанайскую одежду
Помимо обуви, из рыбьей кожи и сейчас делают сумочки. Эта предназначена для мобильного телефона
Конечно, уже с конца 19 века традиционные промыслы стали вытесняться промышленными товарами, а при советской власти стали популярны резиновые сапоги на «рыбьем меху». Но только нынешняя демократическая власть додумалась ограничить лов рыбы.
Поскольку большая часть традиционных поселений нанайцев располагается в Хабаровском крае, возьмем распоряжение комитета рыбного хозяйства, опубликованное на сайте правительства края среди прочих правовых актов.
Во-первых, документ устанавливает список пород, которых можно ловить в Амуре. Это сазан, щука, сом, толстолобик, лещ, верхогляд, сиг, краснопер, жерех, змееголов, налим, ленок, карась, желтопер, конь, язь, уклей, косаткауссурийская и китайская, хариус и миноги.
Во-вторых, перечислены 12 632 нанайца (поименно, с указанием места жительства), которым разрешено ловить. И на каждого из перечисленных выведены годовые квоты по улову. Например, Актанко Евгений Александрович из села Сикачи-Алян может выловить за год в Амуре 0.001777595 тонны сазана, 0.001935474 тонны щуки, 0.001002656 тонны сома, 0.002211096 тонны толстолобика, 0.000835956 тонны леща и т.д. При этом ему полностью запрещено в текущем 2022 году ловить змееголова, налима и уклейку.
Хотя цифры указаны в тоннах, максимальный объем по определенным породам для отдельных везунчиков не превышает 10 кг карасей в год. А основная масса довольствуется одним – тремя килограммами более вкусных разновидностей. Речи о красной рыбе или осетровых породах вообще нет!
Всем, в том числе и рыбнадзору, совершенно очевидно, что люди для собственного питания (не для базара!) ловят значительно больше. Даже по усредненным нормам питания гражданин России должен потреблять около 100 кг рыбы в год. Но у ненцев рыба – основная пища. Даже птицу, не говоря уже о свиньях, мало кто держит: зимой их трудно прокормить, и есть опасность приманить расплодившихся в последние годы тигров. Если за убитого медведя, зашедшего в село, максимально накажут тем, что взыщут штраф, то за тигра, если только им не был загрызен человек (собаки – не в счет), могут дать реальный срок.
Фактически, либерально-демократическая власть Хабаровского края записала всех нанайцев в браконьеры. Но на этом же сайте есть еще один список из 674 человек, которым из-за заявок, составленных по неустановленной форме, вообще «отказано в добыче водных биологических ресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни».
Нанайская «кухня». Жители села любят собираться вместе, поэтому на таких «кухнях» много лавочек. У нанайцев до сих пор популярно жить в «многоквартирных избах», как и столетия назад.
Нанайцы, с которыми удалось обсудить эти квоты, без всякого юмора попросили обратиться к популярному у них защитнику тигров и леопардов Сергею Иванову, и попросить взять под охрану на Дальнем Востоке и их человеческую популяцию.