Знаменитые европейские мастера прилетели в Калининград поделиться опытом с молодыми музыкантами
В Кафедральном соборе Калининграда прошли VI Международные органные ассамблеи. Этот летний курс усовершенствования мастерства принял 11 участников и 9 слушателей из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Кисловодска, Калининграда и Минска. Преподавателями выступили международные звезды: титулярный органист Кафедрального собора Нанси, органист Notre Dame de Paris, профессор консерватории Страсбурга Йоанн Вексо (Франция) и заслуженный артист России, профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова, лауреат премии «Органист года-2020» Даниэль Зарецкий (Россия).
– Уже давно я мечтал познакомиться с калининградским органом, открыть его для себя, – рассказывает Йохан Вексо, впервые приехавший на Ассамблеи. – Он достаточно новый, притом самый большой в России и хорошо известный в Европе. Игра на нем доставляет невероятное удовольствие, звук потрясающий. Он идеально подходит к акустике собора. Я много выступал в классических концертных залах. И могу признаться: они очень «сухие», звук практически сразу глохнет. Здесь же он летит восхитительно долго.
– Во всей России в таком формате обучение органу проходит только здесь, – замечает профессор Даниэль Зарецкий. – Конечно, есть классы в самих консерваториях, когда студенты общаются со своими педагогами, на своей территории, занимаются на своих органах, в основном – учебных. Здесь же участникам представляется шанс не просто познакомиться с органом и собором, но и позаниматься на уникальном инструменте под руководством известных преподавателей, пообщаться друг с другом, а также исполнить свою программу. Когда у них еще появилась бы такая возможность? Российские студенты редко могут заниматься и выступать в соборной акустике: 90 процентов органов у нас находится в концертных залах. Здесь же – особые условия. И для участников это огромный стимул.
Ассамблеи позволили студентам глубже погрузиться в историю французской и немецкой органных школ. У всех участников была возможность применить полученные знания на отчетном концерте перед закрытием Ассамблей.
– Пьесу французского композитора Тьерри Эскеша, которую мы с Йоанном Вексо выбрали для концерта, я переосмыслила с учетом советов профессора, – рассказывает 27-летняя Виталия Котова из Санкт-Петербурга. – Он замечательный музыкант и большой профессионал. От него мы узнали много нового о регистровке и фразировке старинной французской музыки.
– Это потрясающий опыт – учиться у корифеев органного искусства, – отмечает Тимур Карданов (28 лет), солист Кисловодской филармонии. – Даниэль Феликсович помог мне правильно подойти к интерпретации музыки Баха и Листа, рассказал много интересного об их произведениях в историческом ключе. Теперь мне понятно, как надо передавать музыкальную ткань Баха – где-то подчеркивать ее плотность, где-то, наоборот, облегчать штрихи.
– Ассамблеи оказались полезны и для нас, педагогов, – говорит Даниэль Зарецкий. – Мне было очень интересно познакомиться со студентами из других городов, позаниматься с ними на инструменте, за которым люди раскрываются по-новому. Низкий поклон Кафедральному собору за этот проект.