РЖД собирается попросить соседей выделить около 30 километров пространства для регуляции транспортного сообщения, перенеся при этом часть государственной границы.
Железнодорожная ветка на промежутке от Ростовской до Луганской области пересекает границу несколько раз, что затрудняет пассажирскую деятельность. Конкретно речь идет о станции Зориновка, на которой невозможна посадка из-за отсутствия на ней пункта пограничного контроля. ОАО «РЖД» хочет арендовать участок, который по документам не числится ни у одной из сторон, по долгосрочному контракту у Украины – во благо потребителей. Российская компания даже думала о строительстве путей в обход другого государства, но это оказалось бы слишком затратным.
Проблемы с регуляцией железнодорожных путей на территории соседних государств начали существовать после распада СССР. У РЖД уже были случаи успешного решения этих вопросов: например, не так давно вступил в силу межправительственный договор, по которому в собственность РФ перешла часть железнодорожных путей, пролегающих по территории Казахстана.
В данный момент разрабатывается проект межправительственного соглашения, ведутся переговоры с украинской стороной. Компания даже предлагает российско-украинской демаркационной комиссии пересмотреть линии государственных границ двух стран.
Наверняка России будет тяжело убедить Украину передать ей участок территории. Каким может быть адекватный и справедливый обмен и во сколько могут обойтись расходы на изменение границы, предсказать пока никто не берется. Но, по словам представителей РЖД, планируется принять «взаимовыгодное решение в соответствии с международным правом».
Однако пока идея с переносом российско-украинской границы кажется фантастичной и провокационной – эксперты уверены, что данный вопрос в любом случае вызовет бурю недовольства среди граждан соседнего государства.