Это выяснилось уже на второй день программы авиасалона «Фарнборо-2012»
На крупнейшей в мире выставке авиатехники, где раз в два года демонстрируются достижения авиапрома, на долю России пришлось больше разочарований, чем успехов.
Все начиналось с красивых обещаний. В первый день салона глава ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) Михаил Погосян с апломбом заявил, что в течение ближайших двух-трех месяцев корпорация рассчитывает подписать с авиакомпаниями из Юго-Восточной Азии контракты на поставку 40 самолетов Sukhoi SuperJet-100 (SSJ-100), что Россия начинает предварительную, но уже массовую продажу магистральных самолетов МС-21 производства компании «Иркут» (входит в ОАК) и что вообще портфель заказов корпорации на гражданские самолеты составляет аж 300 единиц.
Уже на второй день авиасалона выяснилось, что интерес зарубежных покупателей к SSJ-100 после крушения в Индонезии резко упал. Даже близкая России «Армавиа» отказалась от приобретения второго самолета — под тем предлогом, что ее не устроили условия финансирования, предложенные ВЭБом. Взамен ведущий армянский авиаперевозчик решил приобрести Airbus и Boeing.
«Завис» контракт на 50 самолетов МС-21 с малоизвестной малайзийской компанией Crecom Burj Bhd — его перевели в категорию обещаний на будущее. «У них (Crecom Burj Bhd. — „Труд“) сменился собственник, и новый владелец попросил сдвинуть сроки поставок и сроки авансовых платежей. Поэтому мы понизили статус контракта и перевели его в опцион», — сообщил глава корпорации «Иркут» Алексей Федоров.
А на третий день глава ОАК Михаил Погосян улетел в Москву, не дожидаясь закрытия авиавыставки.
Несколько скрасили горечь разочарования российские вертолеты. Так, получил хорошие отзывы многоцелевой Ка-62 — в бордово-черных цветах, напоминающий дорогую иномарку. А также модернизированный Ми-171А2, средний Ми-38, легкий «Ансат» и поисково-спасательный Ка-32А11ВС. Эта техника, к счастью, по-прежнему пользуется успехом во всем мире.
Но авиасалон Фарнборо славится показами не на земле, а в воздухе. И здесь России похвастаться было нечем. И даже не потому, что у нас нет хороших самолетов или перевелись умелые летчики. В небе над Великобританией готовились показать свое мастерство «Русские витязи» — лучшая пилотажная группа на тяжелых истребителях Су-27. Но в последний момент выяснилось, что у группы нет: лицензии на полеты в Фарнборо. Ибо Министерство обороны попросту не обратилось за ней вовремя в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству. Великолепное зрелище, которого многие действительно ждали, не состоялось по причине чисто российской неорганизованности.