Диана Вишнева: «От Голливуда отказалась из-за гастролей с Мариинкой»

Свой день рождения знаменитая балерина встретит во время короткой паузы между спектаклями в Нью-Йорке

— Какие новые проекты вы сами себе дарите на день рождения?

— Я очень рада, что на мой недавний бенефис в конце июня смогли приехать мои любимые партнеры — Владимир Малахов, Дезмонд Ричардсон, Роберто Боле. Ну и, конечно, поучаствовали мои коллеги по Мариинскому театру. Тогда же открылась моя выставка «Движение никогда не лжет», которая продлится в Петербурге до конца лета. 15 лет на сцене — для балерины, конечно, большой срок, но я не собираюсь подводить итоги, лишь хочу рассказать зрителям, чем сейчас живу, что мне интересно.

Только за последний год у меня было несколько важных проектов. Я провела два месяца с компанией канадского хореографа и кинорежиссера Эдварда Лока, и мы показали премьеру в январе (фильм-балет «Амелия». — «Труд»). Затем с Мариинским театром я сделала премьеру «Парк» с Анжеленом Прельжокажем. Также были работы с American Ballet Theatre, одна из которых — моя любимая «Дама с камелиями». Сейчас я полностью поглощена новой работой в Нью-Йорке с компанией Марты Грэм. Помимо этого идут полным ходом спектакли классического репертуара, гастроли с Мариинкой... Как я все это успеваю, сама не всегда понимаю. Но я ведь делаю то, что хочу, я очень долго шла именно к такому ритму, и мне остается только благодарить судьбу. На днях мы отправляемся на гастроли в Метрополитен-опера с Мариинским театром. Это большое событие, мы там не были уже лет десять. Представим балет Родиона Щедрина «Анна Каренина», посвященный Майе Михайловне Плисецкой. За дирижерским пультом будет стоять маэстро Валерий Гергиев.

— Правда, что вы готовите проект с Борисом Эйфманом?

— Пока нет, но у Бориса Яковлевича давно имеется такое желание. Мне кажется, было бы интересно сделать в Мариинке его балет «Красная Жизель».

— Вас приглашали сниматься в нашумевшем голливудском триллере «Черный лебедь». Вы должны были играть ту роль, за которую впоследствии Натали Портман получила «Оскар», или же вас звали на роль «главной дублерши»?

— Я даже не выясняла, просто сразу отказалась. На время съемок у меня были намечены очень важные гастроли с Мариинским театром в Японии, у меня и мыслей не возникало променять их на работу в кино.

— А нет мыслей сыграть драматическую роль в художественном фильме?

— Конечно, такие проекты мне интересны. Главное -кто будет режиссером, чтобы я смогла довериться ему, чтобы был интересный сценарий. Мне также очень интересны экранизации балетных спектаклей. Маэстро Гергиев очень хочет снять версию нашей «Анны Карениной» в 3D. Конечно, есть балеты, прежде всего современный репертуар, которые нужно снимать не на сцене, а студийно, в павильоне, как это раньше делалось.

— Выставка в Музее театрального искусства стала еще и первым проектом нового Фонда Дианы Вишневой. Чем этот фонд будет заниматься?

— Фонд молодой, нацелен на творчество: фестивали, творческие вечера, мастер-классы, лекции, новые балетные проекты: Важно популяризировать то, что я сейчас делаю как действующая балерина. Но век балерины короток, мы не можем вечно танцевать, поэтому в перспективе у фонда самые разные программы. Они, например, связаны с подрастающим поколением танцовщиков (я вот позвала юных балерин, которых называю «мои гусятки», на открытие своей выставки), с поддержкой и ветеранов сцены. На Западе меня очень часто приглашают в проекты, связанные с благотворительностью, там это часть имиджа, репутации каждой компании или отдельного человека. Очень важная миссия, тем более когда у тебя публичное имя. У нас эта деятельность пока не очень развита, и фонд попробует изменить ситуацию.

— Президентом Фонда Вишневой стал ваш отец Виктор Геннадьевич. А ваша мама Гузаль Фагимовна имеет отношение к этому проекту?

— Да, она занимается бухгалтерскими делами.

— С кем из дизайнеров вы сотрудничаете?

— Не то что сотрудничаю — просто мы очень близко дружим с Татьяной Парфеновой, известным петербургским дизайнером. Я принимаю участие в проектах западных кутюрье, но непосредственно ни с кем не сотрудничаю.

— Почему вы не снимаетесь в рекламе?

— Пока не было интересных предложений.

— Расскажите о ваших предпочтениях в еде. Что скажете насчет алкоголя?

— Люблю Японию не только за то, что там поклоняются балету, но и за уникальную историю, культуру этой страны, в том числе за ее кухню. Вообще предпочитаю здоровую, «живую», тут же приготовленную домашнюю пищу. В этом мне помогает моя мама (родители часто сопровождают меня на гастролях по всему миру). Мама отлично готовит пельмени, манты, плов. Что касается алкоголя, красивый ужин должен быть, конечно, с красным вином.

— Кто из известных вам сильных мира сего любит посещать ваши спектакли?

— При словах «сильные мира сего» у меня прежде всего возникают в голове имена Майи Плисецкой, Натальи Макаровой, Михаила Барышникова, Джона Ноймайера — эти люди действительно оставили в истории абсолютно невероятный след, подняли балетное искусство на новую высоту. В последнее время мы стали очень часто встречаться с Майей Михайловной Плисецкой, это было связано с постановкой «Анны Карениной». Благодаря ее помощи этот спектакль очень быстро появился в Мариинском театре. А что касается политиков, государственных лидеров, то, конечно, все любят приходить на балет. Владимир Владимирович Путин был на моих спектаклях и в Москве, и в Петербурге. Год назад я встречалась с Мишель Обамой в Вашингтоне, в артистической школе Дюка Эллингтона. Есть среди государственных деятелей и настоящие поклонники балета, например, Алексей Кудрин всегда с удовольствием приходит на спектакли, интересуется моими делами, помогает моему фонду.

— Все-таки как вы отметите ваш праздник 13 июля?

— Между спектаклями, в Нью-Йорке. Думаю, сделаю специальный вечер в русском ресторане «Maри Vanna», приглашу гостей из Москвы, Петербурга, Нью-Йорка. А 14 и 15 июля у меня запланированы спектакли.

Резюме «Труда»

Диана Вишнева, балерина

Родилась в Ленинграде.

Окончила Академию русского балета им. Вагановой в 1995 году.

Работает в Мариинском театре с 1995 года. Также выступает в Баварской, Парижской опере, «Ла Скала», Метрополитен-опере, Большом театре. Танцует роли Никии, Авроры, Одетты-Одиллии, Маши, Раймонды, Китри, Джульетты, современные партии («Кармен», «Юноша и смерть» Ролана Пети и др.).

Три главные партии Дианы Вишневой

«Жизель», (1999)

Балерина впервые исполнила эту классическую партию на сцене Мариинского театра в дуэте со своим многолетним партнером Фарухом Рузиматовым. И сейчас эта роль в репертуаре Дианы.

«Steptext», (2004)

По признанию самой Дианы, эта работа в спектакле выдающегося современного балетмейстера Уильяма Форсайта оказалась для нее принципиально важной в освоении хореографии ХХ века.

«Анна Каренина», (2010)

В афише Мариинского имя Вишневой открывает список прим, исполняющих заглавную роль в балете Алексея Ратманского на музыку Родиона Щедрина. Диана танцевала и мировую премьеру постановки.