Вчера Владимир Путин поднял флаг над новым российским ледоколом "Санкт-Петербург". По официальной версии, он будет работать в акватории Балтийского моря. По мнению экспертов, Россия начала подготовку к борьбе за ресурсы арктического шельфа и восстановлению Северного морского пути.
"Санкт-Петербург" стал третьим ледоколом, спущенным на воду с 1993 года. Его постройка обошлась в 2,5 млрд. рублей. В 2008 году на воду был спущен его предшественник - "Москва". По словам капитана нового ледокола, "Газпром" и "Роснефть" уже заинтересовались судном.
"Россия готовится к масштабному освоению арктического шельфа и развитию движения по Северному морскому пути", - считает председатель Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков.
Бороться есть за что (см. карту). По данным Всероссийского геологического нефтяного института, потенциал российского шельфа составляет около 100 млрд. т условного топлива, среди них - 13,8 млрд. т нефти и 79,1 трлн. куб. м газа. В Арктике находятся более 71% шельфовых запасов неф-ти и 88% - газа России.
На ресурсы Арктики претендуют Россия, США, Канада, Дания и Норвегия. Россия летом 2007 года установила на дне Северного ледовитого океана капсулу с российским флагом. Россия пытается доказать, что хребет Ломоносова, уходящий к Гренландии, - продолжение континентального шельфа. Если это подтвердится, мы получим право на разработку нефти и газа в треугольнике Чукотка - Северный полюс - Мурманск.
Ледоколы могут использовать и на проводке судов Северным морским путем.
По словам старшего эксперта Института региональной политики Дмитрия Разумовского, объем рынка транспортного коридора Европа - Азия составит к 2020 году 65 млрд. долларов. "Россия может получить 10-20% этого рынка, если организует доставку грузов по Севморпути", - отмечает эксперт. Затраты на организацию пути, восстановление инфраструктуры и строительство ледокольного флота при этом не превысят 100 млрд. рублей.
История вопроса
Знаменитые ледоколы
В 1837 году в США спущен на воду первый деревянный ледокол City Ice Boat No. 1, предназначенный для колки льда в гавани Филадельфии.
Первыми европейскими ледоколами стали русский "Пилот" (1864 год) и немецкий Eisbrecher I (1871).
65 лет отработал на ледовых морских трассах первый в мире ледокол арктического класса "Ермак", построенный в Великобритании для царской России (1898 год).
В 1957 году сошел со стапелей первый в мире атомный ледокол "Ленин". В 1989 году поставлен на вечную стоянку в Мурманске.
Самый большой в мире атомный ледокол - "50 лет Победы" - построен в России в 2007 году. Он был заложен на Балтийском заводе еще в 1989 году.
Характеристики
Ледокол "Санкт-Петербург"
Судно было заложено в 2006 году. Ледокол спущен на воду 28 мая 2008 года, ходовые испытания завершены в июне 2009 года. Он представляет собой двухпалубное дизель-электрическое судно с двумя полноприводными винторулевыми колонками. Водоизмещение - около 10 тысяч т, планируемая скорость хода на чистой воде - 16 узлов, экипаж - 25 человек. Длина - 116 метров, ширина - 26,5 метра, скорость - 17 узлов.