Уволенные во время кризиса, оставшиеся без работы люди все чаще промышляют мелким воровством.
В последние дни в России отмечен небывалый всплеск мелких краж. Милиционеры практически всех регионов бьют тревогу. Люди тащат древние автомобили и старые колеса, автопричиндалы и продукты, мопеды и велосипеды, утюги и одежду, духи и другую мелочовку. А в Омской области на днях был похищен киоск с мороженым. Только в Москве за выходные дни зарегистрировано несколько десятков преступлений с ущербом от 50 рублей до 67 тысяч рублей.
Например, в ночь на пятницу на востоке столицы были похищены сразу два древних "Жигуля": 14-летняя "восьмерка" и 17-летняя "шестерка". В первом случае хозяин оптимистично оценил ущерб в 50 тысяч рублей, а во втором - в 20 тысяч рублей. Утром того же дня не менее старые "Жигули" 1997 года выпуска стоимостью 50 тысяч рублей были угнаны на юге Москвы. За выходные дни в столице также похитили два мопеда стоимостью 26 и 67 тысяч рублей соответственно, а также детский велосипед за 2,5 тысячи рублей.
Другая напасть, которая поразила в последнее время российских автомобилистов, - кражи с машин деталей и аксессуаров. В субботу у проживающей в центре Москвы 80-летней пенсионерки с ее Cadillac ночью скрутили четыре колеса, оставив кузов машины на кирпичах. Без колес на западе столицы остался и недорогой Chevrolet Lanos. Еще двух автовандалов милиционеры задержали на юго-востоке и севере Москвы. Первый пытался похитить с минивэна Toyota щетки-дворники за 1 тысячу рублей, а другой - украл оба зеркала заднего вида с джипа BMW. Без бампера остался такой же джип на юго-востоке столицы.
Сразу несколько воришек попались за выходные на кражах товаров в магазинах. Из супермаркетов на улице Миклухо-Маклая, на Большой Черемушкинской и Кантемировской улицах люди пытались вынести мимо кассы продукты ценой от 500 до 1,5 тысячи рублей, из парфюмерного магазина на Добрынинской - духи Gucci за 2 тысячи рублей, а из салона одежды в Сокольниках - четыре майки общей стоимостью 3,6 тысячи рублей. В рейтинге мелких краж пока лидирует грабитель, отнявший у женщины на востоке Москвы сверток с батоном хлеба и пакетом кефира общей стоимостью 50 рублей. Не менее "масштабная" кража произошла на северо-востоке столицы, где у пенсионерки был похищен утюг за 1 тысячу рублей.
Практически все попавшиеся на кражах люди оказались ранее не судимыми и не имевшими проблем с законом безработными россиянами и мигрантами. Судя по всему, сбываются худшие опасения милиционеров о том, что в разгар кризиса не нашедшие легальный заработок люди будут промышлять мелкими кражами. Это мнение поддерживают и психологи.
- Люди отчаялись и потеряли веру в завтрашний день, поэтому ищут решение своих проблем таким неожиданным способом, - рассказал "Труду" психолог-криминалист Михаил Виноградов. - Среди безработных чаще всего этому подвержены такие группы, как мигранты и низкоквалифицированные рабочие.
Анна М., администратор супермаркета "Седьмой континент":
- Кражи в наших магазинах были всегда, но теперь их стало больше. Воруют в основном безработные. Люди тащат все подряд, но больше всего их интересуют колбаса, консервы и алкоголь. Милиция возбуждает дела лишь тогда, когда стоимость украденного составляет не менее 1200 рублей. Одно из таких дел недавно ушло в суд: девушка украла из нашего магазина бутылку Martini и кусок сыра.
Святослав Огарев, продавец-консультант оружейного магазина "Телохранитель":
- Судя по настроениям посетителей, они последнее время сильно обеспокоены вопросами личной безопасности. Но в целом объем продаж средств самообороны сильно не увеличился. Многие говорят, что очень хотели бы приобрести травматический пистолет, но на покупку просто не хватает денег. Зато нарасхват идет недорогой товар: газовые и гелевые баллончики, элетрошокеры.
Анна Зуева, пресс-секретарь угрозыска ГУВД Московской области:
- Точной статистики по этим преступлениям нет, ведь многие трудились без оформления. Теперь часть оставшихся без работы и средств людей занимаются мелким криминалом. По нашим ощущениям, с начала кризиса доля мелкой преступности увеличилась на 15-20%, а если учесть, что из-за незначительного ущерба многие пострадавшие не заявляют об этом, то масштабы намного больше.