В их квартире два телевизора, так что ссориться из-за того, какую программу выбрать, деду с внуком не приходится. Дед смотрит в одной комнате новости, внук во второй - "Дом" с очередным порядковым номером, а в третьей комнате бабушка читает. Это помещение, как и кухня, - зона, свободная от телевещания.
В поселке Рефтинском транслируются 20 каналов - 9 федеральных, остальные екатеринбургские. Утренние программы - не для этой рабочей семьи: "Утром спокойно надо продумать, как день провести, а чужое бормотание только отвлекает". С утра "голубой экран" используется разве что вместо термометра и курантов: его включают на полминуты, чтобы кинуть взгляд на градусы Цельсия и часики на заставке в углу экрана.
Зато вечером, после работы, Родион все свободное время отдает телевизору. "У нас сад большой, - ворчит жена. - И машина есть, за которой постоянный уход нужен. Но если муж не занят садом или машиной - всегда перед телевизором, до поздней ночи. Жаль, что за это денег не платят".
- Уважаю федеральные телеканалы, - признается убежденный телезритель. - Каждый день обязательно смотрю новости - НТВ и "Россию". Документальные фильмы по "России" стараюсь не пропускать, если сон не сморит. Жаль, что эти фильмы идут уже после полуночи - у нас же с Москвой два часа разницы. Недавно цикл про вторую мировую войну показывали, так я специально вечером часок на сон отводил, чтобы и фильм посмотреть, и носом на работе не клевать. На вечер пятницы никогда ничего не планирую, чтобы не пропустить Соловьева на НТВ. Раньше смотрел Малахова, Сорокину, но как-то они себя изжили. "Принцип домино" - тоже неживое телевидение. Сейчас только соловьевская программа осталась живой и интересной.
Его жена по отношению к подобным телешоу занимает четкую позицию: не смотрела и смотреть не буду, потому что "не люблю, когда на мозги капают, вдалбливают, что хорошо, а что плохо".
Иногда в доме Ожерельевых устраиваются и семейные просмотры. В полном согласии супруги смотрят старые фильмы 50 - 70-х годов, они человечные, в отличие от современных, где сплошной мордобой, а уж американских нам и даром не надо". Юмористов, имя которым "легион во главе с Петросяном", семья дружно осуждает: "Одно и то же, одни и те же, и шутки в основном ниже пояса". Популярности "Поля чудес" удивляются: "Передача ни о чем. Сплошные приветы дяде Коле и тете Маше".
Внук Глеб, "другое поколение, другие интересы", - поклонник СТС и ТНТ. Первый ему включать разрешается, хотя он "совсем развлекательный, не тянет на интеллигентность", как считает бабушка. В отношении ТНТ она более строга, называет "Дом-2" "маразмом" и "пошлятиной", возмущается, что "его ведь и школьники тоже смотрят" и внука к нему не допускает из педагогических соображений: "Я вообще-то спокойно отношусь к современному телевидению, даже, можно сказать, равнодушно, но эта передача - за гранью".
Впрочем, у учительницы литературы все-таки имеется маленькая телевизионная слабость - в телевизоре она подсматривает один-единственный сериал "Не родись красивой". В пристрастии к нему она признается, едва не краснея:
- Я в больнице лежала, в палате с телевизором. Там все сериалы подряд смотрят, потом бесконечно обсуждают. "Не родись красивой" был у больных самым любимым. Поначалу, когда все они усаживались на просмотр, я даже из палаты уходила. А потом втянулась. И сейчас посматриваю, хотя подруги и стыдят меня. Жду, чем все закончится, - любопытно.
К экранизациям литературных произведений преподаватель относится строго: "Сути-то нет, так, верхушки посшибали". "Литературные" сериалы она обсуждала и с учениками на уроках.
- Они меня спрашивают, почему Есенин такой пессимист, да вряд ли он таким был, кудрявый парень с гармонью из села Константиново! А "Идиот" им понравился, сейчас они хотя бы знают, кто такие князь Мышкин и Настасья Филипповна. Только восприятие у них какое-то исковерканное. Например, когда мы проходили "Преступление и наказание", одна вся такая гламурненькая девочка написала в сочинении: "Раскольников жестокий, потому что убил старушек топором. Можно было бы как-нибудь по-другому: отравить или задушить". Я возмутилась: "Что же вы убийство оправдываете?" - ее многие поддержали. Да нет, говорят, не оправдываем, но топором - это уж слишком... Вся беда ребят в том, что мало читают. Но я руки не опускаю, стараюсь им книги насильно, как вакцину, прививать.