...Со скрипом открывается тяжелая кованая дверь в одном из приделов Архангельского собора. Крутые каменные ступеньки уходят вниз.
- Фотоаппарат оставьте здесь, - предупреждает сопровождающая меня главный археолог музеев Московского Кремля Татьяна Дмитриевна Панова. - Съемки в некрополе категорически запрещены. Спускайтесь осторожно, берегите голову...
И через несколько минут мы уже в... Средневековье. Кирпичные своды, вековая тишина. И из полумрака наплывают белоснежные, сделанные из известнякового камня саркофаги. В них уже несколько столетий покоятся останки первых дам России - княгинь и цариц.
О том, что в Кремле есть женское захоронение-некрополь, я узнал совершенно случайно, услышал от специалиста: в помещении древней долговой тюрьмы покоятся женские останки. В том числе Евдокии, супруги великого князя Дмитрия Донского, разбившего татар в битве на Куликовом поле, Елены Глинской, матери царя Ивана Грозного...
Как они там оказались? Саркофаги были перенесены еще в начале 30-х годов прошлого века, после того как в Кремле был разрушен основанный в 1407 году женский Вознесен-ский монастырь, стоявший возле Спасских ворот. На его месте советское правительство в 1929 году приняло решение построить военную школу ВЦИК, что и было сделано. В главном соборе обреченного на снос монастыря выявили около 70 захоронений в саркофагах. Из них половина детских. Что-то сохранилось лучше, что-то хуже. Крышки некоторых саркофагов были разбиты. Встал вопрос, что делать с уникальным некрополем. К нему в отличие от соборов отнеслись на удивление бережно. Создали специальную комиссию, куда вошли представители Оружейной палаты, Главнауки (было такое), антропологи МГУ. На все работы дали месяц. Решили историю сберечь, некрополь перенести в одну из подземных палат Кремля, которая находится рядом с Архангельским собором.
- Сохранились фотографии, запечатлевшие пе-реезд, - рассказывает Татьяна Панова. - Саркофаги вручную поднимали на телеги и на лошадях перевозили на новое место - надо было переместить бесценные реликвии примерно на пятьсот метров. В самой палате было тесно, не развернуться, пришлось повозиться. Доступ в подземный, примерно на глубине 4-5 метров, некрополь закрыли. С тех пор никаких посетителей - только музейное хранение. Годами следили лишь за температурой. Помещение, к счастью, оказалось сухим, кирпичные своды влагу не пропускали.
И только через 70 лет, в 2000 году, стали скрупулезно изучать останки, применяя новейшие методики. Была создана специальная группа исследователей, которую возглавила главный археолог Кремля Татьяна Панова. Появилась уникальная возможность узнать, как жили наши великие предки.
- Эксперту-криминалисту Сергею Никитину уже удалось по останкам, - продолжает рассказ Татьяна Дмитриевна, - создать скульптурные портреты Евдокии Донской, Софьи Палеолог, Елены Глинской, Марфы Собакиной, третьей жены Ивана Грозного, Ирины Годуновой. Жена Дмитрия Донского была невысокого роста, у нее, как определили антропологи, типичная славянская внешность. Чуть вздернутый нос, грустное лицо.
- Можно по портретам, останкам сказать что-то о характере, судьбе женщин?
- В некоторых случаях да. Софья Палеолог жесткая, властная. Такой она сохранилась в воспоминаниях современников. Ее портрет эти черты характера подтверждает. Великая княгиня боролась за трон для своего сына Василия III и победила. За фигурой, видимо, особенно не следила. Была очень тучной. Евдокия Донская, скорее всего, мягкая, открытая. Глинская и Марфа Собакина - совсем молодые: жизнь еще не отложила отпечаток на их лицах. Ирина Годунова - болезненная женщина, у нее, судя по скелету, были явные проблемы с суставами. Жуткий артрит. Еле передвигалась. Последние пять лет своей жизни после смерти мужа Федора Иоанновича провела в Новодевичьем монастыре. Сейчас Сергей Никитин работает над тем, чтобы создать скульптурный портрет Маши Старицкой. Она умерла в десятилетнем возрасте. Это будет, если все получится, первый портрет средневекового ребенка. Могу уже сказать, что Маша похожа на свою великую прабабку, гречанку Софью Палеолог.
- А что случилось с девочкой, почему она так рано умерла?
- Исследования костей показали, что Маша была отравлена вместе с родителями - Владимиром Андреевичем Старицким, двоюродным братом Ивана Грозного и матерью Евдокией. Известно по летописи, что Иван Грозный решил на всякий случай ликвидировать своего родственника с семьей, дабы тот не претендовал на трон. Тогда отравления как метод политической борьбы широко практиковались. Исследования сохранившихся прядей волос Елены Глинской и косы Анастасии Романовой, первой жены Ивана Грозного, показали, что и эти дамы испробовали яда.
- Как же все это происходило?
- Использовалось верное средство - соль ртути, которая получалась после ее выпаривания. Эдакий убойный порошок без вкуса и запаха. Если хотели имитировать тяжелую болезнь, то потихонечку добавляли в воду и еду. Человек хирел, его тошни ло, слабило. Могли и сразу на тот свет отправить. Для летального исхода достаточно было
несколько миллиграммов соли. Кто конкретно отравил бедных Глинскую и Романову, неизвестно. Но надо полагать, что это было сделано, дабы убрать подал ьше их от престола. Глинская, представительница иноземного рода, была регентшей при малолетнем Иване Грозном. Елене не было и 30, Анастасии всего 26. А ведь в то время думали, что Романова умерла от истощения при родах, к тому времени у нее уже было шестеро детей.
Увы, не проверяли тогда в Кремле еду, женщины были, к сожалению, слишком доверчивы и наивны. Только при царе Алексее Михайловиче изменился порядок принятия пищи. Ее стали предварительно проверять. Правда, не делали, как сейчас, химического анализа продуктов. Пробовали блюда и напитки специальные люди. Остался жив, вкусив царского обеда, - считай, повезло.
Могу сказать, что накопление вредных веществ в костях зафиксировано у многих великих кремлевских женщин. Но связано это и с тем, что принимали они лекарства и натирались мазями на основе популярных тогда в медицине свинца и той же ртути. Бесконечно вредной была и косметика, которой пользовались знатные красавицы.
"Украшали" лица с помощью тех же красок, которыми расписывали храмы и писали иконы. Свинцовыми белилами "освежали" лица, руки, шею. Румянили щеки и подкрашивали губы киноварью. Краской, которая состоит на 2/3 из ртути и на 1/3 из серы. Для чернения бровей и ресниц применяли сурьму. Ни в чем себе первые леди государства не отказывали. И так ведь каждый день. Хотя по понятиям того времени женщины на людях и не показывались. Но надо было понравиться мужу, а не то отправит в монастырь, что практиковал, скажем, Иван Грозный.
В то же время в записках иностранных путешественников, побывавших при московском дворе, отмечалось, что русские дамы очень привлекательны, только неуклюже используют косметику. Накладывают очень толстый слой краски, отчего похожи на кукол.
- И сколько жили при этом великие россиянки?
- Понятно, что ядовитые вещества накапливались в организме, что сказывалось на здоровье, на психике. Скажем, в средневековой Англии была известна болезнь - "сумасшествие шляпников". Мастера при изготовлении тканей использовали ртуть. Ее пары воздействовали на нервную систему. Не потому ли все алхимики считались по праву сума-сшедшими людьми...
Но вернемся к нашим героиням. Софья Витовтовна, жена великого князя Василия I умерла, например, когда ей было около 80 лет. Но это скорее исключение. В среднем женщины жили до 40-50 лет. Сказывались, помимо прочего, психологические нагрузки. Когда князь собирался в Орду на поклон хану, его провожали как в последний путь. Никто не знал, вернется он обратно или нет. До середины XV века князья лично участвовали в сражениях, были обязаны рубиться с врагами. Каково было женам в дни нашествий? Переживали не зря. Дмитрий Донской умер в 38 лет, в цветущем по нашим понятиям возрасте...
- Можете рассказать, как одевались великие россиянки?
- Теперь, после изучения захоронений, да. Ведь одежда из XV-XVI веков в музеях не представлена. Да и образцов нарядов XVII столетия очень и очень мало. На голове у средневековой москвички - плетеная из золотых нитей шапочка. Обязательный элемент одеяния. Замужняя женщина не имела права опростоволоситься.
Рубаха обязательно длинная, из итальянского шелка. Цвет материала в веках ушел, но в отдельных случаях просматриваются коричневые оттенки. Длинное шелковое платье (принят был цветочный орнамент), на ногах кожаная обувь. В XVII веке появляются обувь из сафьяна и бархата, чулки, в том числе шелковые. У Натальи Кирилловны, матери Петра I, сохранилось зеленоватого цвета платье из китайского шелка. Очень прочный материал.
Есть в некрополе и несколько монашеских захоронений. Приняли постриг Евдокия Донская, Анна Михайловна, дочь Михаила Романова... Сохранились подрясники, ряса из черной ткани, на изготовление которой шла овечья шерсть.
- Что-то вас удивило в средневековой русской моде?
- Меня лично потрясла длина рукавов платьев. В некоторых случаях - под два с половиной метра. При этом рукава были собраны в складочку. Историки костюмов такого не знали. И никаких вольностей в одежде. Ничего открытого. Платье под горло. Стрижки исключались - только коса. И так на протяжении трех веков, без отступлений. Нравы строгие. И это при том, повторяю, что дамы, как правило, из дома не выходили.
...Практически все крышки саркофагов с трещинами, разбиты. Некоторые из них фигурные, повторяют как бы контур фигуры человека. Подобные применялись в XV-XVI веках. Тело при этом заворачивали в саван. Позже стали использовать простые по форме каменные ящики. Внутри помещался сосновый гроб. Сами саркофаги монолитные, высекались из одного камня.
- Сколько весит саркофаг?
- Тот, что сделан для взрослого человека, - объясняет Татьяна Панова, - больше двух тонн. Размер его не связан с ростом, габаритами покойника. При этом крышка весит порядка тонны.
На крышке одного из саркофагов высеченная в камне надпись. В переводе со старославянского она звучит так: "Лета 7046 (1538) месяца апрелия в 3 день в среду пятые недели поста в 2 час дни преставися великая княгиня Елена великого князя Василия Ивановича всея Руси". Здесь покоится уже пять веков Елена Васильевна Глинская.
- Когда-нибудь откроют для посетителей женский некрополь?
- Думаю, что нет, - считает главный археолог Кремля. - Не принято у нас выставлять на обозрение отеческие гробы...