"Глаголица" - так, именем славянской древней азбуки, озаглавил книгу стихотворений московский
"Глаголица" - так, именем славянской древней азбуки, озаглавил книгу стихотворений московский поэт Валерий Дударев. Подобное название должно определять и тематику сборника (Русь, традиционные пейзажи с березками), и напевность, и простоту стихов... Все это у Дударева действительно есть: "Есть в России тихие долины,/ Где горят огни, а вечер тих - / Это жгут подруженьки лучины,/ Ожидая суженых своих..." Однако лирика поэта гораздо объемнее: ей, по словам Новеллы Матвеевой - автора одного из послесловий к книге, присуща "совсем неожиданная образность и одновременно образная емкость". И та же "русская тема" предстает, например, так:
...Ты теперь не полюбишь, как птицу,
Одинокую, черную Русь
Безмужичьи, каленые лица
Уцелевших в эпоху бабусь!
Не отведаешь горклого слова
Возле райских кремлевских ворот!
Виждь, на Вологде плачет корова,
А по Угличу ворон идет!
Виждь, на лунном костре беспредела
В хороводе язычьей тоски
Золотое коровино тело
Раздирает страна на куски!..
География стихов тоже гораздо шире среднерусских равнин: это и Колыма ("Магаданская скрипка - колымская тайна!/ Здесь шабашить пришлось не от сахарных дней..."), и загадочный Восток, где "могут зарезать спокойно,/ Могут не резать вовсе", и далекая Европа ("Где ж ты, родная Венеция/ C белым гондольим веслом?/ Где же ты, милая Греция -/ Древний с колоннами дом?")...
Но как и о чем бы ни писал Валерий Дударев, его стихи всегда отличает искренность. Может быть, поэтому и жива настоящая поэзия, "в которой и плач, и смех, и светлое упование" (Н. Матвеева).