ВЗАИМОВЫГОДНОЕ ПАРТНЕРСТВО

В ходе визита в Россию председателя КНР Ху Цзиньтау на его встрече в Новосибирске с руководством Сибирского федерального округа и сибирских регионов обсуждались перспективы российско-китайского межрегионального сотрудничества, составной части расширения отношений двух стран, о котором было заявлено на встрече их лидеров в Москве. Об опыте такого сотрудничества рассказывает участник совещания кемеровский губернатор Аман ТУЛЕЕВ.

- Аман Гумирович, как вы оцениваете итоги встречи в Новосибирске?
- Она, безусловно, стала знаковым событием российско-китайских отношений. Из Сибири особенно видна неразрывность судеб великих народов. И гармонизация отношений на человеческом уровне создается прежде всего в ходе приграничных контактов, межрегионального взаимодействия. Кроме того, сотрудничество регионов позволит перейти от торговли сырьем и готовой продукцией к совместным разработкам перспективных проектов в самых передовых сферах. Прежде всего в энергетике.
- Как развиваются отношения с великим соседом?
- Уже сейчас Китай на 7-м месте во внешнеторговом обороте Кузбасса, один из основных зарубежных торговых партнеров. Только за минувший год объем взаимной торговли вырос на 13 процентов по сравнению с предыдущим годом, превысив 226 млн. долларов. Причем 95 процентов этой суммы составляет наш экспорт. Более половины его объема - продукция металлургии: прокат, чугун, алюминий, а также уникальные рельсы из электростали для работы в условиях низких температур и рельсы для скоростного движения. Китайцы охотно, на десятки миллионов долларов ежегодно, покупают и химическую продукцию: капролактам и удобрения, синтетические смолы и пластмассы, кордовую ткань для автошин.
- Китай - крупнейший мировой производитель угля. Тем не менее он покупает кузнецкие угли. Своих не хватает?
- Растущая экономика Китая требует все больше сырья, потому не брезгует и завозным. Основная привлекательность наших углей - их уникальное качество. Они, как правило, с низким содержанием серы и золы. А значит, не только эффективны при производстве электроэнергии, но и высокоэкологичны. Наша делегация на XVI торгово-экономической ярмарке в Харбине выяснила, что именно таких марок углей хронически не хватает Китаю. И если, скажем, в прошлом году он купил более 130 тыс. тонн на 4,5 млн. долларов, то уже готов закупать ежегодно до 5 млн. тонн, в том числе марки ГЖ.
- Вы к этому готовы?
- Мы-то да. Но рост поставок тормозят высокие железнодорожные тарифы. Наши угли становятся дорогими для китайцев. Поэтому мы предложили полномочному представителю президента в Сибирском федеральном округе Анатолию Квашнину и китайским партнерам рассмотреть на заседании Российско-китайской комиссии вопрос о снижении тарифов при поставках угля в КНР.
- У Китая схожие проблемы в угледобыче. Не логично ли решать их совместно?
- Конечно. Это касается обмена опытом обеспечения безопасности горных работ, инновационных технологий угледобычи, глубокой переработки угля. Кстати, Китай - один из мировых лидеров по технологии подземной газификации угля. На совещании в Новосибирске я предложил применить эти наработки в Кузбассе. В отработанных шахтах у нас около одного миллиарда тонн угля. Извлекать его экономически невыгодно. Другое дело - получать из него газ. По китайскому методу можно было бы добывать до 10 млрд. куб. метров ежегодно. Вот почему в Новосибирске мы предложили создать в Кузбассе ряд совместных предприятий по подземной газификации угля.
- Интерес Китая в этом - получение части газа для своих энергетических нужд?
- Да. Кстати, мы предложили еще и совместный проект промышленного освоения метана. Его запасы в угольных пластах порядка 13 триллионов кубов. А объем ежегодной добычи может составить 3 млрд. кубов. Участвуя в этом проекте, китайская сторона получит сжиженный газ для своей энергетики.
- Вообще же, на мой взгляд, совместные проекты - самый эффективный инструмент укрепления нашего межрегионального сотрудничества. Вот сейчас, скажем, полностью модернизирован аэропорт в Кемерове, способный принимать современные авиалайнеры и обслуживать международные рейсы. Протяженность новой, не имеющей аналогов в Сибири взлетно-посадочной полосы - 3,2 километра. Предлагаем китайской стороне использовать возможности этого транзитного международного аэропорта. И организовать прямое воздушное сообщение.
- Какие еще примеры "китайского фактора" можно привести?
- Ну, скажем, в Кузбассе чрезвычайно популярен Центр восточной медицины, возглавляемый талантливым врачом профессором Ван Вайчаном, где применяются самые современные методы лечения. Вообще в сфере здравоохранения сотрудничество с китайскими партнерами особенно тесное. Так, в Харбине заключен контракт на поставку в Кузбасс технологических линий для производства новых видов лекарств. Укрепляются культурные связи. Скажем, Губернаторский симфонический оркестр, которым шестой год руководит выпускник Московской государственной консерватории, лауреат международных конкурсов Линь Тао, ежегодно гастролирует в КНР. Побывал в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, других городах и провинциях. Ну и, конечно, основным предметом двухсторонних связей остается торговля. Здесь я выделил бы крупный проект по возведению в Кузбассе российско-китайского делового центра площадью более 5 тыс. кв. метров под руководством талантливого строителя Шин Боджа.
- Как вы оцениваете китайских предпринимателей?
- На встрече в Новосибирске я прямо заявил председателю КНР, что китайские бизнесмены - исключительно порядочные, пунктуальные и ответственные партнеры. Все договоренности выполняются четко и в срок. И за это мы признательны им.
- И каковы же дальнейшие перспективы сотрудничества?
- Наши делегации регулярно посещают Китай. Не для того, чтобы пообниматься, выпить и разъехаться. Так, мы готовимся уже этой осенью заключить 30 новых соглашений. Критерием эффективности партнерства служит растущий взаимный товарооборот. Уже через пять лет он, как говорилось на встрече лидеров наших стран, достигнет 60 - 80 млрд. долларов в год. Главную лепту в это призваны внести приграничные сибирские регионы. Только за прошлый год такая торговля выросла в полтора раза. А в этом году товарооборот Кузбасса с Китаем достигнет 350 млн. долларов и дальше будет только расти.
Беседу вела