АВАРИЯ НА БАЗАРЕ

Немцы буквально оккупировали автосалоны в Польше, расхватывая машины германских же марок, которые здесь на 20 и больше процентов дешевле, чем у них дома.

В милой Зеленой Гуре, памятной незабвенными фестивалями советской песни, в сохраненном до сих пор амфитеатре "гольф" с двигателем 1,4 "кубика" стоит на одну пятую дешевле, чем в находящемся в 180 километрах Берлине, хотя он, понятно, того же немецкого производства.
Надо отметить, что германские концерны в последние годы продавали свои автомобили в Польше дешевле, чем на своем рынке, чтобы привлечь побольше восточных клиентов, которые зарабатывают в три-четыре раза меньше немцев. Но после отмены ряда ограничений в торговле через границу польской дешевизной может воспользоваться любой немец, но при условии, что он лично приедет в Польшу за автомобилем. А поскольку граница по Одеру длиннющая, то через реку двинулся такой поток немцев, что в автосалонах польского запада они составляют до половины клиентов.
Для германца, покупающего автомобиль в Польше, не важно, что здесь выше ставка на добавленную стоимость (22 процента против 16), поскольку он платит этот налог по месту регистрации автомобиля, то есть у себя в ФРГ, и окончательная цена выглядит весьма привлекательной.
Подобный поворот конъюнктуры приводит к значительным финансовым потерям тех производителей автомобилей, которые работают на польский рынок. Такой концерн, как "Опель", который продал здесь в прошлом году 34 тысячи машин, объявил о повышении цен на них на шесть процентов.
Но в Польше работают не только немецкие концерны. Здесь значительный вес имеет, скажем, итальянский "Фиат", который пока не намерен выравнивать цены с немецкими. И чтобы быть конкурентоспособным на польском рынке, куда активно заглядывают соседи из России, Белоруссии и Украины, германские производители и дилеры будут вести себя сдержанней в ценовой политике, а покупка автомобилей в Польше приезжими из-за Одера и Буга будет увеличиваться. Так считает Войцех Джевицкий, который возглавляет консалтинговое агентство, занимающееся мониторингом рынка.
К тому же, добавляет он, Еврокомиссия очень внимательно смотрит на всяческие препятствия при продаже товаров клиентам из других стран. Уроком был штраф в 100 миллионов евро, наложенный на "Фольксваген" за причиненные препятствия в покупке легковых автомобилей немцами и австрийцами в Италии, где они были выразительно дешевле.