Под песню вируса: Дума утвердила законопроект о дистанционном голосовании

В российских реалиях мера упростит фальсификацию результатов волеизъявления граждан, предупреждают эксперты

Дума окончательно одобрила возможность дистанционного голосования для россиян на выборах всех уровней. Исполнять гражданский долг вскоре можно будет и через почту. Инициатива предусматривает также досрочное голосование, но не распространяется на электоральную процедуру по поводу поправок в Конституцию страны – это мероприятие регулируется особым законом.  

Оперативность и направление поправок продиктовано пандемией коронавируса. Так, во всяком случае, пояснил прессе единоросс и первый зампред комитета Госдумы по развитию гражданского общества и соавтор новеллы Дмитрий Вяткин. «Какая будет эпидемиологической ситуация, мы не знаем, но такие поправки надо принимать до объявления даты голосования», - сказал депутат Интерфаксу.

Как уточнил Вяткин, законопроект не обязывает к новым способам голосования, а только расширяет возможности форм волеизъявления. Досрочное голосование затронет тех, кто живёт в отдалении от транспортных узлов и пунктов проведения выборов.
 
В Центризбиркоме ожидаемо спокойно воспринимают поправки. Зампред ЦИКа Николай Булаев заявил, что норма о голосовании по почте появилась в законах много лет назад, а дистанционное голосование в рамках эксперимента устраивали в столице. 
 
«Это логичное развитие цифровизации госуправления, о которой говорят уже несколько лет», - цитирует «ФедералПресс» политтехнолога Марата Баширова. Голосование по почте и через сервисы Госуслуг или «Мои документы» становится обыденностью. «И уж самое простое – проголосовать, ответить на вопрос «да» или «нет», выбрать из перечня того кандидата, за которого вы готовы проголосовать», - считает эксперт.
 

Что же здесь не так?

В Думе VII созыва у «Единой России» 343 места из 450: немудрено, что поправки прошли с большим отрывом. «За» выступил 251 депутат, «против» - 79, один воздержался.

«Вы плюёте на демократию, это ни в какие ворота не лезет», - говорил депутат от ЛДПР Сергей Иванов
Закон ускоряет политический кризис в стране, убеждён депутат от «Справедливой России» Олег Шеин. «Это закон об уничтожении принципа тайного голосования. Это закон о том, чтобы за спиной у человека, который находится в служебной зависимости, доктора, учителя, рабочего «Газпрома» стоял его начальник и смотрел, чтобы этот человек голосовал так, как выгодно его начальнику», - заявил парламентарий ИА Regnum. 
 
Зампредседателя «Партии Роста» Виктор Звагельский предложил развить идею и сделать опцию голосования «посредством поднятия руки перед телевизором, а также посредством посылания мыслеформы с балкона в сторону ЦИК».
 
«Под разговоры о заботе о здоровье граждан вводится принципиально непроверяемая модель голосования по электронных форм, - сказал TRUD.RU политолог Дмитрий Орешкин. – Даже более продвинутые с точки зрения IT США избегают внедрять всерьёз дистанционное голосование». Единственная страна в мире, где плотно практикуется электронное волеизъявление – это Эстония. Но этой стране проще, чем нам: Эстония намного меньше по площади и населению, там сильный институт наблюдателей, а руководители регионов и страны не боятся проигрывать выборы. Не прошли даром и 20 лет опыта работы с электронным правительством, подчеркнул Орешкин. 
 
В российских реалиях цифровизация электоральных процедур приведёт скорее к злоупотреблениям. Исключением можно считать Москву, и то – с оговорками: вспомним, как в прошлом году власти просто не допустили оппозиционных кандидатов на выборы в Мосгордуму. «Из Кремля не поступает команд подтасовывать статистику по коронавирусу, - приводит пример Орешкин. – Но региональные начальники пишут о смертности то, что считают нужным. Так главы регионов понимают свою выгоду перед высшим руководством. А последнее по косвенным маркерам выходит на более или менее правдивые цифры». Мэр же Москвы открыто говорит: не надо занижать данные по заболевшим и погибшим от коронавируса, напомнил Орешкин. «Похожим образом происходит и в политике. Так называемое «путинское большинство» на выборах формирует отнюдь не столица, а региональные «султанаты» и города бывшего «красного пояса» - там из года в год мы наблюдаем порой аномально высокий процент голосов за начальство. Но и тут не обходится без административного вмешательства», - сказал специалист. 
 
При первом президенте РФ Борисе Ельцине региональные руководители своеобразно выражали центру свои претензии: местные выборы демонстрировали неприглядные для Кремля результаты, рассказал Орешкин. «Подобная схема жива и поныне, но электронное голосование упростит жизнь центру, фальсифицировать будет проще. Тем более, сейчас на регионах лежит нетипичная для мирных дней ответственность, а ресурсов на всё не хватает», - считает политолог.
 
В качестве «брошенной кости» наблюдателям разрешат проверять электронный код, предполагает Орешкин. В текущих условиях дистанционное голосование явно не укрепит, но и не угробит окончательно остатки демократии, резюмирует эксперт.
 
Согласен с Орешкиным и сопредседатель движения в защиту прав избирателей «Голос» Григорий Мельконьянц. Инициативу думцев он назвал очень опасной в условиях общего недоверия к российской избирательной системе. Невозможно проверить, что голосование прошло корректно, сведён к минимуму гражданский контроль. Скромный опыт голосования по почте показал неоднозначность такого подхода, а о проблемах в системе «Почты России» давно известно, заметил Мельконьянц.

Гражданский контроль при дистанционном голосовании ещё заслуживает отдельной дискуссии, отметил член президентского Совета по правам человека Александр Брод. В целом, однако, со временем дистанционные выборы будут проходить также активно, как и традиционные, уверен Брод.