Наше государство всерьез собирается поддержать владельцев частных домов, использующих в хозяйстве солнечные панели и ветрогенераторы. Чтобы они обеспечивали себя электроэнергией и продавали излишки сетевым компаниям. Неужели такое возможно?
В правительстве обсуждается пакет мер, стимулирующих развитие в стране так называемой микрогенерации. Речь идет о производстве электроэнергии устройствами малой мощности (до 15 кВт), под которыми подразумевают солнечные панели и небольшие ветрогенераторы. Представьте, это оборудование, установленное во дворах или на крышах загородных домов, позволяет хозяевам здорово экономить на коммунальных платежах и даже зарабатывать. В Европе существует возможность продажи излишков электроэнергии, причем по очень выгодным ценам.
Предложения Минэнерго содержат не только возможность продажи излишков энергии, но и льготного технологического присоединения к существующим сетям. Судя по всему, чиновников вдохновляет пример Германии, где в десятки раз выросла генерация электричества с помощью солнечных панелей.
Но не все так просто на этом пути. Директор Института энергоэффективных технологий в строительстве Владимир СИДОРОВИЧ подсчитал: чтобы обеспечить загородный дом электричеством и еще продавать излишки, придется покрыть панелями всю площадь крыши, а это не всегда возможно. К тому же эффективность такой генерации от региона к региону сильно отличается. Если на юге солнечных дней достаточно, то где-нибудь в Вологодской или Кировской областях можно говорить лишь о снижении энергонезависимости загородного дома и экономии на счетах за электричество. А в конечном итоге экономическая целесообразность предприятия будет зависеть от тарифов на покупку электроэнергии, генерированной населением.
Тем не менее на рынке установок малой генерации заметно оживление — продавцы солнечных панелей, силовой и управляющей электроники готовятся к буму.
Артем НОВИКОВ, гендиректор одной из старейших компаний, продвигающих на российском рынке инновационные и энергосберегающие технологии, напомнил корреспонденту «Труда» о том, что рынок ждал закона «О микрогенерации» несколько лет. Нельзя же, в самом деле, бесконечно игнорировать европейский опыт. В свое время правительство Германии создало такие условия эксплуатации солнечных панелей, что в некоторых городках не осталось свободных крыш. При покупке генерирующего оборудования бюджет федеральных земель компенсировал половину его стоимости, а тариф на приобретение электроэнергии у населения в три раза превышал отпускной. Панели и вся электроника окупались за год-полтора и дальше приносили прибыль. Правда, когда на полях стали массово появляться солнечные электростанции, правительство было вынуждено пойти на ряд ограничительных мер. Теперь панели можно устанавливать только на крышах, да и цена покупки энергии снизилась. Тем не менее Германия является общепризнанным лидером в области малой энергетики. Федеральное правительство приняло программу, согласно которой доля возобновляемой генерации должна вырасти до 40% в общем энергобалансе.
Что касается нашей страны, то перспективы развития зеленой энергетики целиком и полностью зависят от того, какие цифры будут фигурировать в итоговом документе. Если излишки электроэнергии станут покупать у населения по оптовым ценам, то есть чуть дороже рубля за киловатт, то это одна история, а если хотя бы по 3 рубля, то уже совершенно другая. Тем не менее любая поддержка со стороны государства повышает целесообразность использования альтернативной энергетики.
«Сейчас реальная возможность экономии и обеспечения независимости от сетевиков есть только у обеспеченных людей. Система мощностью 10 кВт, состоящая из солнечных панелей немецкого производства и немецкой же управляющей электроники, обойдется примерно в 300-400 тысяч рублей. И даже при существующем ныне статус-кво она полностью окупается в столичном регионе за 7-8 лет, на юге страны — на два года быстрее. Если же государство решит приобретать излишки электроэнергии у населения, то срок окупаемости еще сократится», — объяснил Артем Новиков.
Но с продажей электроэнергии сетевикам есть интересный момент: для того чтобы эта схема стала работать, необходимо прежде всего заменить обычный входной счетчик на двусторонний. Иначе излишки энергии будут уходить в сеть бесплатно, а то еще и придется человеку за них доплачивать. Если же к солнечным панелям и управляющей электронике добавить аккумуляторы, то такая система уже будет называться гибридной, и она позволит обладателю не задумываться о том, как быстро энергетики починят порванную ледяным дождем или упавшим деревом ЛЭП (что в наших широтах отнюдь не редкость). Аккумуляторы создают резерв электропитания, который обеспечит бесперебойную работу отопительного котла, холодильника и не даст выйти из строя дорогостоящей технике из-за скачков напряжения. С другой стороны, аккумуляторы не дешевы, и даже лучшие из них придется менять через 6-8 лет, тогда как гарантированный срок службы солнечных модулей составляет 25 лет
Что до мощностных показателей, то, по словам Артема Новикова, КПД современных солнечных панелей уже настолько высок, что позволяет 10-киловаттной системе генерировать в среднем до 50 кВт•ч электроэнергии в сутки, что в три раза перекрывает потребности загородного дома площадью 200-300 кв. м. Так что и на себе экономить не придется, и будет что продать — главное, чтобы нашлось кому.
А в это время
Компания Tesla объявила, что принимает заказы на строительство крыш с солнечными батареями для домов. Для этого запущен онлайн-калькулятор, помогающий владельцам домов могли посчитать расходы. Солнечная крыша Tesla состоит из гальки, которая не отличается от традиционной черепицы крыши. Вся черепица на крыше Tesla Solar выглядит одинаково, но только некоторые ее части собирают энергию от солнца. Отмечается, что большинству домов потребуется 40% такого покрытия (с активными солнечными батареями), что позволяет значительно снизить затраты.
В числе новых разработок в области энергетики — интегрированная в крышу солнечная батарея и усовершенствованный энергонакопитель. Напомним, что одним из первых электромобилей, имеющий крышу с солнечными батареями, была Tesla Model 3.