Красота и хаос в объективе камер

13 мая в Каннах открывается 68-й международный кинофестиваль. В конкурсной программе крупнейшего и престижнейшего мирового кинофорума – 19 фильмов, еще несколько десятков, отобранных из тысяч, покажут в параллельных программах

Одновременно в Каннах пройдет кинорынок, растущий с каждым годом если не по объему сделок, то уж точно по числу стран-участниц. Будет работать в «международном городке» и российский павильон.

В этом году у фестиваля сменилось руководство, теперь во главе – выходец из телебизнеса Пьер Лескюр. Пока что радикальных нововведений от его прихода, впрочем, не наблюдается. Зато прежний президент и символ Каннского фестиваля Жиль Жакоб, который почти 40 лет на правах хозяина встречал гостей на каннской лестнице, накануне выпустил в свет книгу под курьезным названием «Фестиваль не состоится». И хотя в истории Каннского международного случались отмены – в 1968-м, например, когда форум закрылся из-за майских студенческих волнений, – в нынешнем году все запланированное явно в силе. А роман Жакоба назван так с долей иронии и посвящен как раз старым временам, 50-м и 60-м годам, когда нынешнего фестивального дворца со знаменитой лестницей еще не существовало, а будущий-бывший президент сам был скромным критиком.

Кое-что, впрочем, не меняется. В дни фестиваля население курортного города на Лазурном берегу увеличивается втрое за счет гостей, журналистов и профессионалов из мира кино. Привлеченные шиком и блеском, в Канны подтягиваются и грабители. За неделю до открытия кинофорума на Круазетт уже ограбили ювелирный магазин, готовившийся поразить рафинированную публику блеском витрин. Полиция заявила об усилении бдительности, хоть и обещала не бросаться в глаза. Канны уже установили рекорд по числу уличных камер слежения на душу населения. Есть, впрочем, те, кто предпочитает шутить на тему предотвращения угроз, вспоминая инцидент 30-летней давности с не настоящим, а «кулинарным» террористом, который запустил кремовым тортом в режиссера Жан-Люка Годара.

Шеф-повар одного из наиболее знаменитых каннских ресторанов, где будет ужинать жюри основного конкурса под председательством братьев Коэнов, готовит для судей специальное меню по мотивам их творчества. Мастерством кулинара уже имели шанс насладиться режиссеры, возглавлявшие жюри в прошлые годы – Тим Бертон, для которого блюда украсили в стиле «Алисы в стране чудес», и Стивен Спилберг, которому подали изысканные закуски под музыку из «Челюстей». «В мире стандартов и унификации надо продвигать индивидуальность и творческий подход», – изрек повар. Что ж, с выдумкой накормленное жюри наверняка будет отличаться особой оригинальностью в итоговых решениях. Кстати, лауреаты «Золотой пальмовой ветви» и других наград станут известны 24 мая.

Новое руководство Каннского международного, еще объявляя в апреле программу – а это несколько десятков мировых премьер, отобранных из тысяч фильмов-претендентов, – отметило, что фестиваль так или иначе отражает существующие реалии и в кинематографе, и в мире в целом. Предыдущий кинофорум выдался довольно политизированным – от «Левиафана» до «Майдана». В этом году на повестке дня прежде всего сам человек, и даже политические темы преломляются через конкретные судьбы. Будь то фотограф, работавший в зоне военных действий («Тяжелее бомб» Йоахима Триера) или нелегальный иммигрант из Азии, пытающийся обосноваться в Европе («Дхепан» Жака Одиара), борцы с наркотрафиком на мексиканской границе («Сикари» Дени Вильнева) или китайская семья, попавшая чудным образом из девяностых годов в недалекое будущее («Горы можно сдвинуть» Цзе Чжанке). Будут в каннской программе и откровенные сказки, включая причудливую шестичасовую кинофантазию на темы «Тысячи и одной ночи». Всеобщий любимец, лирик-комедиограф Вуди Аллен покажет в Каннах «Иррационального человека» – историю влюбленности учителя в свою ученицу, а Натали Портман, которую мы привыкли воспринимать в качестве актрисы, представит на фестивале свой режиссерский дебют – экранизацию романа Амоса Оза о послевоенном Израиле.

Одной из наиболее актуальных на фестивале обещает стать молодежная тема. Уже на открытии покажут не что-нибудь искрометное и зрелищное, а жизненное: французскую драму про трудного подростка «Молодая кровь». Среди тех, кто пытается наставить паренька на путь истинный, – дива Катрин Денев. Рисованная школьница из анимационной американской «Головоломки» тоже пытается справиться с обуревающими ее противоречивыми эмоциями, и борьба представлена наглядно: для каждого чувства в картине создана отдельная личность. А трудная девочка из бельгийского фильма «Новейший завет», представленного в программе «Двухнедельник режиссеров», – по сценарию не больше и не меньше, чем дочка самого бога. Проказница взломала папин компьютер и разослала людям Земли эсэмэски с датой смерти. Чего только не приходится ожидать от непослушных тинейджеров... Но для многих киногероев, понятно, юность – лучшая пора жизни, даже лента Паоло Соррентино про двух 80-летних старичков в исполнении Майкла Кейна и Харви Кейтеля именуется «Молодость» и строится на воспоминаниях.

Наряду с фильмами со столь необычным сюжетом, как у «Лобстера» Йоргоса Лантимоса, где всех людей, вовремя не нашедших себе пару, насильственно превращают в животных, – есть и весьма предсказуемые истории: например, свежая экранизация шекспировского «Макбета». Показ новой версии пьесы, традиционно окруженной слухами о неудачах и проклятиях, отодвинули на всякий случай на самый последний день фестиваля. Впрочем, уже завтра, одновременно с премьерой во всех кинотеатрах мира, в Каннах пообещали «красоту и хаос постапокалиптического мира» – все это, включая непримиримую войну за нефть и воду, ждет зрителей в голливудском блокбастере «Безумный Макс. Дорога ярости» с Томом Харди и Шарлиз Терон в главных ролях.

Недостатка в знаменитостях на красной дорожке не ожидается. От Джейн Фонда и Кейт Бланшетт до Софи Марсо и Марион Котийяр, от Мэтью Макконехи и Майкла Фассбендера до Венсана Касселя и Жерара Депарьдье. Звезды, вспышки фотографов и толпы зевак у лестницы с красной дорожкой – это, конечно, значительная часть фестиваля. Но все же главное, ради чего все тут собрались, это фильмы. Ну, и при удаче – скандалы, на творческой, разумеется, почве. Первый шок рафинированная публика испытала от чересчур смелых афиш с секс-подтекстом и обнаженкой, как у фильма «Love» известного местного провокатора Гаспара Ноэ – его покажут на ночном сеансе. Кроме того, скандала ждут на премьере документальной ленты о певице Эми Уайнхаус: родственники покойной уже пригрозили авторам судом за «искажение фактов» биографии.

И словно паря над всей этой каннской суетой, с афиши 68-го фестиваля примирительно улыбается легенда кино Ингрид Бергман. Актрисе тут будет посвящен один из сеансов, а ее дочь Изабелла Росселлини, по совпадению, возглавляет жюри параллельного конкурса «Особый взгляд».

Россия в этом году в Каннах в борьбе за пальмовые ветви не участвует, но присутствие нашего кино на фестивале ощутимо. Причем, что интересно, в официальную программу попала как советская киноклассика – в разделе реставрированных копий покажут «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элема Климова и обе части «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна, – так и фильмы молодых выпускников российских киношкол. В Каннах под эгидой Cinefondation проходит отдельный конкурс для начинающих режиссеров, и для участия в нем отобраны короткометражные картины Анны Гуськовой («Возвращение Эркина») и Максима Шавкина («14 шагов»). Победитель этого конкурса получит возможность представить в дальнейшем на Каннском фестивале и свой полнометражный дебют: такой шанс, например, выпадал ранее Николаю Хомерики и Таисии Игуменцевой. Кроме того, на Кинорынке снова будет работать Российский павильон, устраивающий презентации новых отечественных фильмов для международного проката, представление работ молодых отечественных режиссеров и проектов для совместного производства.