«Я убежден, что Россия не должна „по-американски“ выбирать президента на четыре года. Наш путь — вернуться к вековечному пути великой державы», — говорит Илья Глазунов, ректор Российской академии живописи ваяния и зодчества, народный художник СССР.
— Илья Сергеевич, в 2012 году Россия будет избирать президента. Но вы, насколько я знаю, ярый противник выборной системы:
— Я — убежденный сторонник самодержавной монархии. И потому мне непонятна американская тенденция «демократии» выбирать правителя на 3–4 года. Первый год человек изучает ситуацию, вживается в новую роль. Незаметно проходят второй и третий. И, думаю, в последний год такой демократический кратковременный президент озабочен: что ему делать дальше в жизни? Мы не должны копировать исторически чуждые нам американские порядки, несмотря на то что под них подпала вся Европа. Много лет нас приучали к интернационализму, то есть самоотречению (а фактически — самоуничтожению), десятки лет… Мы совсем не против других наций! Но в XXI веке русские должны возродиться, как птица Феникс, вернувшись к нашему вековечному историческому пути великой державы. Я убежден в этом.
— Я правильно понимаю ваше мнение: должность президента России должна быть пожизненной?
— Считаю, что президент в должности может состоять не менее 8–10 лет. Чем дольше, тем лучше. Можно ли выбрать себе жену на неделю, на месяц или на год? Когда меня спрашивают о сроках выборной должности — будь то депутат Государственной думы или еще повыше, — у меня возникает именно этот вопрос. Очевидно, можно. Но! В Японии такие «жены» называются гейшами, а у нас ныне
— В России уже не первый век ведутся споры: идти ли нашей стране своим, самобытным путем или же
— Славянофил — выдуманная
— Если говорить о ненавистной вам демократии, то уж в
— Да. Но пришло иное зло. Всe сводится к чистогану. Понятие искусства сегодня убито, этим самым открыты настежь ворота для шарлатанства, мошенничества и голых королей во всех сферах культуры. Вот я сейчас разденусь и улягусь на столе. А нос накрашу вашей губной помадой. И это будет инсталляция. Это будет современно. Таких «мастеров», я считаю, надо или в дурдом сажать, или наказывать.
Реклама и биржа сегодня решают всe. Авангард завоевал весь мир. Это свидетельство глубокой душевной болезни общества нашего времени. Тот, кто любит живопись, не может ее приобрести — слишком дорого. Покупают картины только так называемые новые русские, которые следят за конъюнктурой рынка. Бизнесмены вкладывают деньги. А с моей точки зрения, сегодня торгуют не картинами, а бумажками — заключениями экспертов. Невооруженным глазом видно: на многих аукционах если не половина, так уж треть точно подделки. Но и оригиналы не стоят таких денег. Одна картина — годовой бюджет Лувра.
— Вы о работах авангардистов, которые ныне продают за миллионы долларов?
— Конечно! Не понимаю, как может директор Русского музея Гусев утверждать, что Малевич — чуть ли не лучший художник всех времeн и народов?! Можно взять в раму и знак дорожного движения «кирпич», обозначающий «проезда нет», и писать огромные монографии о зове космоса, о том, что красное — это кровь. Возможно, даже получать премии в разных номинациях… А это просто «кирпич».
Что касается истории про БАМ, которую вы привели: Когда много лет назад я попытался выставить «Мистерию ХХ века» в выставочном зале на Кузнецком мосту (кстати, эту выставку я ждал 10 лет!), приехала огромная комиссия: «Что это такое? Ленин изображен как сатана, Сталин в луже крови: А если вы не уберете матерого врага советской власти Солженицына и не замените его на образ Леонида Ильича Брежнева, картина никогда показана не будет».
— Вы, естественно, отказались...
— Безусловно. В мировой прессе разразился грандиозный скандал. Политбюро проголосовало: выселить Глазунова из Москвы, приравняв его к статусу Солженицына. Но
ЮНЕСКО наградила меня за вклад в мировую культуру и цивилизацию. Тамбовский волк я этой ЮНЕСКО, у меня нет там ни дяди, ни тeти. Но объясните мне, пожалуйста, почему ни одно средство массовой информации России не рассказывает о том, что я все свои работы подарил государству? Я возвратил России Академию живописи, ваяния и зодчества, где учат всех бесплатно. За границей часто спрашивают, зачем я на своих студентов трачу столько душевных сил. Я чувствую великую ответственность за всех, кто был уничтожен во время геноцида моего народа. Именно поэтому я расцениваю свою работу художника как служение, долг Отечеству. Гениальный Васнецов сказал: «Я хотел бы, чтобы моe искусство было свечой, зажженной перед ликом Божиим». И я, Илья Глазунов, мечтаю быть достойным повторить эти великие слова.
Считаю, что сегодня наши правители тоже должны проявить невероятную волю, чтобы наша страна вернула себе свою истинную историю и свою былую мощь. Мой любимый государственный деятель Столыпин говорил: «Для лиц, стоящих у власти, нет греха большего, чем малодушное отклонение от ответственности. Государство может, государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада».