Илья Глазунов: «Президента надо выбирать на 10 лет»

Ректор Российской академии живописи ваяния и зодчества - «Труду»

«Я убежден, что Россия не должна „по-американски“ выбирать президента на четыре года. Наш путь — вернуться к вековечному пути великой державы», — говорит Илья Глазунов, ректор Российской академии живописи ваяния и зодчества, народный художник СССР.

 — Илья Сергеевич, в 2012 году Россия будет избирать президента. Но вы, насколько я знаю, ярый противник выборной системы:

— Я — убежденный сторонник самодержавной монархии. И потому мне непонятна американская тенденция «демократии» выбирать правителя на 3–4 года. Первый год человек изучает ситуацию, вживается в новую роль. Незаметно проходят второй и третий. И, думаю, в последний год такой демократический кратковременный президент озабочен: что ему делать дальше в жизни? Мы не должны копировать исторически чуждые нам американские порядки, несмотря на то что под них подпала вся Европа. Много лет нас приучали к интернационализму, то есть самоотречению (а фактически — самоуничтожению), десятки лет… Мы совсем не против других наций! Но в XXI веке русские должны возродиться, как птица Феникс, вернувшись к нашему вековечному историческому пути великой державы. Я убежден в этом.

— Я правильно понимаю ваше мнение: должность президента России должна быть пожизненной?

— Считаю, что президент в должности может состоять не менее 8–10 лет. Чем дольше, тем лучше. Можно ли выбрать себе жену на неделю, на месяц или на год? Когда меня спрашивают о сроках выборной должности — будь то депутат Государственной думы или еще повыше, — у меня возникает именно этот вопрос. Очевидно, можно. Но! В Японии такие «жены» называются гейшами, а у нас ныне по-заграничному — путаны. Согласно социологическим опросам сегодня у народа большая тяга к сильному правителю. Объяснение этому есть. Шоковая терапия «демократических реформ» ставшей «независимой» России привела к тому, что у многих появляется желание подчиняться «железной» руке.

— В России уже не первый век ведутся споры: идти ли нашей стране своим, самобытным путем или же все-таки позаимствовать лучшее у Запада. По-вашему, президент нашей страны должен быть славянофилом?

— Славянофил — выдуманная западниками-либералами злобная кличка, в ней заключена издевка над теми, кто любит Россию. Пушкин — кто? Общечеловеческий русский гений. Но с точки зрения дешевых идеологов он был славянофилом. То есть искренне любил свой народ и историю. Да, действительно, он на одну восьмую был эфиопом. Ну и что?! Русский — тот, кто любит Россию. Эти слова подтверждает Екатерина II, великая царица-немка, которая жила интересами России. Все славянофилы были за веру, царя и Отечество. И я тоже. А насчет западничества: Запад нас всегда ненавидел! На протяжении долгих веков Западная Европа, тоже ныне подчиненная американскому влиянию, с завистью, недоброжелательством и страхом смотрела на «русского медведя». А сегодня, как никогда, ощущается яростная борьба со славянскими народами. На однодолларовой купюре провозглашен «Новый порядок навечно». Если мы не будем бороться за свое право оставаться самими собой, то грядет огромная беспросветная система всемирного рабства. Тоталитарный демократический строй!

— Если говорить о ненавистной вам демократии, то уж в одном-то точно мы продвинулись. Сегодня творцы свободны. Тем никто не навязывает. Вас никто не может насильно заслать на БАМ рисовать ударников труда!

— Да. Но пришло иное зло. Всe сводится к чистогану. Понятие искусства сегодня убито, этим самым открыты настежь ворота для шарлатанства, мошенничества и голых королей во всех сферах культуры. Вот я сейчас разденусь и улягусь на столе. А нос накрашу вашей губной помадой. И это будет инсталляция. Это будет современно. Таких «мастеров», я считаю, надо или в дурдом сажать, или наказывать.

Реклама и биржа сегодня решают всe. Авангард завоевал весь мир. Это свидетельство глубокой душевной болезни общества нашего времени. Тот, кто любит живопись, не может ее приобрести — слишком дорого. Покупают картины только так называемые новые русские, которые следят за конъюнктурой рынка. Бизнесмены вкладывают деньги. А с моей точки зрения, сегодня торгуют не картинами, а бумажками — заключениями экспертов. Невооруженным глазом видно: на многих аукционах если не половина, так уж треть точно подделки. Но и оригиналы не стоят таких денег. Одна картина — годовой бюджет Лувра.

— Вы о работах авангардистов, которые ныне продают за миллионы долларов?

— Конечно! Не понимаю, как может директор Русского музея Гусев утверждать, что Малевич — чуть ли не лучший художник всех времeн и народов?! Можно взять в раму и знак дорожного движения «кирпич», обозначающий «проезда нет», и писать огромные монографии о зове космоса, о том, что красное — это кровь. Возможно, даже получать премии в разных номинациях… А это просто «кирпич».

Что касается истории про БАМ, которую вы привели: Когда много лет назад я попытался выставить «Мистерию ХХ века» в выставочном зале на Кузнецком мосту (кстати, эту выставку я ждал 10 лет!), приехала огромная комиссия: «Что это такое? Ленин изображен как сатана, Сталин в луже крови: А если вы не уберете матерого врага советской власти Солженицына и не замените его на образ Леонида Ильича Брежнева, картина никогда показана не будет».

— Вы, естественно, отказались...

— Безусловно. В мировой прессе разразился грандиозный скандал. Политбюро проголосовало: выселить Глазунова из Москвы, приравняв его к статусу Солженицына. Но кто-то из идеологов Кремля сказал: «Может, хватит плодить диссидентов? Давайте лучше вышлем Глазунова в Сибирь. Пусть едет на БАМ и рисует портреты строителей. Как долго он там будет в глухой тайге, мы решим». Меня заставили уехать в один день. Я сделал на БАМе очень много работ. А «Мистерия ХХ века» была выставлена только в начале перестройки.

ЮНЕСКО наградила меня за вклад в мировую культуру и цивилизацию. Тамбовский волк я этой ЮНЕСКО, у меня нет там ни дяди, ни тeти. Но объясните мне, пожалуйста, почему ни одно средство массовой информации России не рассказывает о том, что я все свои работы подарил государству? Я возвратил России Академию живописи, ваяния и зодчества, где учат всех бесплатно. За границей часто спрашивают, зачем я на своих студентов трачу столько душевных сил. Я чувствую великую ответственность за всех, кто был уничтожен во время геноцида моего народа. Именно поэтому я расцениваю свою работу художника как служение, долг Отечеству. Гениальный Васнецов сказал: «Я хотел бы, чтобы моe искусство было свечой, зажженной перед ликом Божиим». И я, Илья Глазунов, мечтаю быть достойным повторить эти великие слова.

Считаю, что сегодня наши правители тоже должны проявить невероятную волю, чтобы наша страна вернула себе свою истинную историю и свою былую мощь. Мой любимый государственный деятель Столыпин говорил: «Для лиц, стоящих у власти, нет греха большего, чем малодушное отклонение от ответственности. Государство может, государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада».