Хиты «Сережка с Малой Бронной», «А снег идет», «Мы с тобой два берега» уже почти полвека поются с эстрады и, что дороже, на дружеских застольях. «Труд» поинтересовался, отчего в юбилейном концерте их знаменитого автора прозвучит совсем другая музыка.
— Как это — на вашем авторском вечере в Зале Чайковского не будет широко известных песен?
— Это же симфоническая программа, и она составлена совместно с дирижером Марком Горенштейном. Там, например, будут Ламенто и Токката для струнных, и я согласен, что они уместны в этом концерте. А начнут со Второго концерта для оркестра «Игры» (кстати, мною написаны концерты для всех инструментов симфонического оркестра). Потом будет Второй фортепианный концерт, в нем солирует моя внучка Маша (дочь кинорежиссера Андрея
Во второе отделение дирижер включил — видимо, в связи с недавним Днем Победы — симфоническую картину «Переход Суворова через Альпы». А закончится все «Фанфарами», которые я написал к
— Вы сказали — внучка Маша будет солировать.
— Да, она уже этот концерт исполняла в Петербурге. Концерт мужской, но она с ним справилась, очень точно передала характер сочинения. Маша учится на пятом курсе консерватории у замечательного профессора Ирины Осиповой.
— Машу удалось обратить в музыкальную веру, а вот сыновья по вашим стопам не пошли.
— И Андрей, и Валентин (киновед. — «Труд») занимались музыкой, но важно, чтобы профессия совпадала с призванием. Они выбрали свой путь. Но в музыке разбираются потрясающе. Вы 15 мая посмотрите по каналу «Культура» документальный фильм «Река времен», в котором сняты и Шостакович, и Борис Чайковский, и Николай Пейко, — с какой точностью там на визуальный ряд положена музыка.
— Часто ли работа соединяла вас, Андрея, Евгению?
— Это во многих фильмах. Кстати, сейчас Андрей снимает ленту «Элизиум» (о талантливой поэтессе начала ХХ века, подруге Максимилиана Волошина Елизавете Дмитриевой. — «Труд»). Сказал мне: папа, здесь не нужны никакие струнные, а надо, чтобы звучали три флейты и ударные. Довольно сложное задание! Я в то время лежал в больнице, рояля под рукой нет, и знаете, когда ты не в плену привычки пальцев, получается
— Получается,
— Нет, он хороший «сообщник». Хотя был и такой эпизод. Пришел я на запись той самой музыки для трех флейт и ударных к фильму «Элизиум». А там стоит замечательно настроенный рояль «Стейнвей». Я сел и стал импровизировать. Подбежал инспектор оркестра, он же трубач Володя Лазарев: «Что такое вы играете? Давайте запишем! Напишите мне партию!» И правда записали, еще до записи основной вещи. Мне приятно, что эта мелодия многих тронула. Но к фильму она не подошла. И я понимаю, почему: ее настроение не совпало с визуальным рядом… Но, кстати, многие удачные мелодии возникают именно так, спонтанно. Например, главные темы в «Адъютанте его превосходительства», в «Майоре Вихре» (тему из «Майора Вихря» композитор Родион Щедрин впоследствии назвал «мотивом века». — «Труд»).
— Вы вспомнили про два знаменитых сериала о разведчиках. Может быть, музыка к ним получилась такой яркой, потому что вы сами были фронтовым разведчиком?
— Нет тут никакой связи. Просто написал музыку, и все. А то, что я на войне остался жив, это
— К разговору о войне — какой фильм на военную тему вам кажется самым правдивым?
— Их несколько. «Два бойца» — с одной из лучших военных песен «Темная ночь». Там нет никаких сумасшедших затрат, но это настоящая правда о войне. Или «Баллада о солдате». «А зори здесь тихие». «Летят журавли». Еще — удивительный фильм режиссера Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни», тоже касающийся военной темы. Известно, что его до сих пор смотрят перед каждым полетом космонавты.
— Вас часто упрекают, что, так удачно написав несколько песен, вы потом отвернулись от этого популярнейшего жанра.
— Я не отворачивался, у меня написано достаточное количество песен, но немало из них еще не спето. Просто сейчас многие исполнители поют свои собственные песни.
— Давайте сплюнем через левое плечо и расскажем про секреты вашего телесного здоровья, а главное — душевной молодости.
—
— Как мы с вами потом уточним детали текста — по мейлу или факсу?
— Нет, просто прочтите по телефону. Вся эта новая техника, мейлы, факсы — штука для меня неведомая. Считайте, что я пишу гусиным пером.