ШЕФ-РЕДАКТОР
Готовить передачу, которая выходит в прямом эфире по понедельникам, начинают со вторника в кабинете у начальника отдела тематических программ. Там сам начальник и шеф-редактор программы "разбирают полеты", шеф-редактор получает свое, обещает, что это никогда не повторится, и затем они вместе намечают темы для новой передачи. Бывает так, что эти двое не могут разобраться в политических играх спортивных федераций, и тогда они просят помощи у самого умного человека на земле. Для всех работающих на канале "Спорт" самый умный - это генеральный директор Василий Кикнадзе. Он решает, стоит ли затрагивать ту или иную тему, а если стоит, то с какой стороны к ней подойти. Совещание длится час.
После совещания шеф-редактор вместе с ведущим определяет главного героя - того, кто придет в студию и будет отвечать на вопросы ведущего в прямом эфире. Почему с ведущим? По словам шеф-редактора, придет гость на программу или нет, часто зависит от того, кто именно его приглашает. Если гостя приглашает Губерниев или Попов, то люди, как правило, не могут им отказать.
На программу, за подготовкой к которой наблюдал "Труд", было решено пригласить Владимира Плющева - тренера российской хоккейной сборной образца 2003 года. Вот-вот должен был начаться чемпионат мира по хоккею, и нужен был специалист, который знает, как готовить команду к такому соревнованию. Ко всему прочему гость должен уметь высказываться четко и достаточно быстро - медленноговорящие на телевидении только раздражают. Плющев подходил по всем параметрам, и он сразу согласился - возможную кандидатуру ему на замену даже не успели наметить.
Вопросы для Плющева сели готовить шеф-редактор Филиппов и ведущий Губерниев. Порой ведущий программы делает это самостоятельно - зависит от того, насколько он разбирается в проблеме. Например, Губерниев честно признается: "Существуют такие темы, в которых я плаваю, в таких случаях без помощи шеф-редактора мне не обойтись".
КОРРЕСПОНДЕНТЫ
Они получают от шеф-редактора задания и сами предлагают темы сюжетов. Порой из-за тем разгораются серьезные споры: корреспонденту очень хочется сделать что-то конкретное, а шеф-редактор считает это несвоевременным или вовсе ненужным. Чаще в этих спорах побеждает начальство.
После того как корреспондент получил задание или его тему утвердили, он приступает к подготовке сюжета. Например, Никита Загдай должен был сделать сюжет о скандальном баскетбольном матче "Динамо" - "Триумф", результат которого был отменен. Для этого ему нужно было получить комментарий вице-президента Российской федерации баскетбола, руководства "Динамо" и "Триумфа", спортсменов, принимавших участие в матче, а еще договориться с мальчишками баскетбольной спортшколы о реконструкции событий, произошедших на последней секунде матча. На все это ему было дано четыре рабочих дня.
Наталья Кларк работала в Канаде. Ей необходимо было встретиться с людьми, которые готовились к чемпионату мира и совсем не мечтали о появлении на площадке или в гостиничном номере журналиста, затем перегнать отснятые сюжеты в Москву и ждать, когда ее выведут по телефону в прямой эфир. Обязательная мелочь: перед звонком нужно проверить, есть ли деньги на счете, заряжена ли батарея. Во время одного из блоков рекламы Наталья позвонила из Канады и висела на трубке, пока не услышала: "В эфире". Обычно приходится ждать все время рекламного блока и еще чуть-чуть, пока ведущий не подведет сюжет.
ВЕДУЩИЕ
Ведущий, будь то Алексей Попов или Дмитрий Губерниев, должен появиться в студии не позже чем за пять часов до начала передачи. К этому времени программа должна быть полностью готова. За час до эфира уже ничего не делается. Это как в футболе - бесполезно наигрывать комбинацию перед матчем, на его ход она повлиять не сможет. Ведущий встречает и развлекает гостя. Если гость приезжает на программу раньше запланированного, тогда Губерниев ведет его в кафе рядом со студией - ведь ведущий за этот час может настроиться с гостем на одну волну: вроде бы и кофе попили, и общий язык нашли (кстати, Алексей Попов с гостями в кафе не ходит, считает, что гость не должен выговориться до эфира). По словам Губерниева, залог того, что передача пройдет гладко, - крепкий сон ведущего накануне ее выхода. Да и за 20 минут до эфира лучше говорить не о работе, а о музыке или женщинах. Дмитрий с одним из монтажеров чаще всего обсуждают новинки heavy metal.
РЕЖИССЕР
Просматривает весь отснятый и смонтированный материал. Непосредственно перед прямым эфиром проверяет готовность операторов к работе (в студии их работают трое), выставляет камеры, свет и проверяет звук. Понятно, что ручками и ножками все делают операторы и техники, но их усилия объединяются и направляются на режиссерский пульт в аппаратную, где режиссер решает, нужно ли одну из камер сдвинуть, например, влево или вправо, сделать свет ярче. Еще нужно проверить, готовы ли титры. И такой контроль на протяжении всей программы.
ГРИМЕРЫ
Гримируют и гостей, и ведущих. Обычно в студии и перед эфиром программы, и во время работают два гримера: один для гостя, один для принимающей стороны. У ведущих грим и вообще приличный внешний вид входит в обязанность, которая прописана в трудовом договоре. В одном из мартовских выпусков программы "Неделя спорта" был сюжет Губерниева с чемпионата Европы по водным видам спорта, где он работал в качестве корреспондента. В эфире Дмитрий появился в состоянии смены имиджа, то есть с бородой. Сюжет в эфир пустили, но в повторе уже вырезали. Дима даже обиделся, мол, убили такое включение! Ему простыми русскими словами объяснили, в чем он был не прав. l
БАРДАК В ПРЯМОМ ЭФИРЕ
l В 2006 году на британском телевидении в прямом эфире произошел курьезный случай: продюсеры Би-би-си из-за сходст-ва фамилий перепутали гостя. Вместо эксперта, приглашенного рассказать о высоких технологиях, перед зрителями появился растерянный мужчина, который пришел устраиваться на работу.
l В 2007 году чешское телевидение вышло в прямой эфир с сенсационным сообщением о ядерном взрыве, якобы происшедшем близ города Есеник в Северной Моравии. Хакерам удалось преодолеть систему технической безопасности и выйти в эфир с ложным сообщением.
l Как-то курьез приключился с Ольгой Беловой и Антоном Хрековым. В кадр вошли сразу несколько человек. Один начал раскладывать листочки перед дикторами, а некая дамочка принялась причесывать Антона. Всех как ветром сдуло тогда, когда Ольга Белова смущенно сообщила: "Мы же в кадре".
ЗАРПЛАТЫ
100 000 рублей
Шеф-редактор программы федеральной телекомпании
75 000 рублей
Режиссер программы федеральной телекомпании
40 000 рублей
Монтажер