В положенный срок подлодка в базу не вернулась. Возможно, подорвалась на мине. По другой версии, на траверзе порта Эрегли субмарину атаковали самолеты. Однако на сайтах последних новостей нет сообщений об этой катастрофе. Потому что случилась она роковой весной 1917 года. Кроме вековой давности даты, все остальное слишком современно. И есть логика в знаковом совпадении событий.
Нынешние враги России тычут пальцем в похмельный ельцинский договор - мол, до 2017 года русские должны окончательно оставить Севастополь. Вокруг флота Киевом развернута форменная истерика: захваты маяков, пикеты националистов, требования инвентаризации флотских объектов. Суть одна - побыстрее выбросить русский флот из севастопольских бухт.
Еще раз оглянемся назад. Ровно за год до Октябрьской революции в Севастополе диверсанты кайзера взорвали наш новейший линкор "Императрица Мария". Казалось, после гибели самого мощного российского корабля никто не мог противостоять великолепному германскому рейдеру - крейсеру "Бреслау". Преградить путь смертельно опасному врагу к Босфору командующий флотом адмирал Александр Колчак и отправил "Моржа". Больше некого. Империи уже нет, в обеих русских столицах торжествует демократическое словоблудие. По фронтам массовое дезертирство, на броненосцах пьянство и вызревший анархо-большевистский бунт. Единственные, кто беспрекословно подчинялся адмиралу Колчаку - элита черноморцев, экипажи подводников.
Есть легенда, как опоздавший к выходу лодки матрос-моторист бросился в стоявший у причальной стенки ялик и неистово погреб в открытое море. Из всего экипажа только один мичман предал, остался на берегу. Имя пропало в кровавом месиве Гражданской войны. Остальных сегодняшний Севастополь помнит поименно. Так, на место струсившего мичмана встал Виктор Брысов, 23-летний инженер-механик их Кронштадта. Эти люди знали, на что шли. По сути, они были последним оплотом южных рубежей России.
После гибели "Моржа" крейсеру "Бреслау" уже ничего не преграждало путь. В июне 1917-го список его беззащитных жертв пополнил русский остров Змеиный. Век назад - ничего не значащий клочок скалистой суши в море неподалеку от Одессы. Немцы залпами главного калибра сровняли с землей маяк и позиции маленького островного гарнизона.
Сегодня Змеиный стал еще одним знаковым местом. В шельфе острова найдены огромные запасы нефти. И вот теперь на этот маленький островок близ устья Дуная претендует новый хозяин - соседка-Румыния. В Бухаресте помнят о "бессарабских территориях", потерянных после второй мировой войны. Под эту скрипку они вполне серьезно намерены отобрать нефтеносный шельф у ослабевшей Украины. Румынский флот сильнее, и это достаточный повод для аннексии. Официальный Киев униженно договаривается о так называемом совместном использовании острова, надеясь на помощь НАТО. Но союзники молчат, хотя Кондолиза Райс подписала соглашение о военно-морских базах США в Румынии и Болгарии.
На самом деле вовсе не румыны подминают под себя черноморский шельф. За тысячу миль от Одессы, на другом конце Черного моря, полный восторг испытывает американская компания "Vanco Energy". Американцы победили в конкурсе на разработку нефтегазовых Прикерченских месторождений.
Почему не сами украинцы или россияне, которым через пролив до Керчи рукой подать? В ясную погоду с Тамани керченский берег без бинокля видно. Только одна геологическая структура керченского района содержит около миллиарда баррелей нефти. Президент "Vanco" Джин Ван Дюк уверен, это море имеет фантастические перспективы в плане добычи энергоресурсов: "У нас заключены похожие контракты с восемью странами Африки". Девятый контракт они подписали с незалежной Украиной. Очень скоро укреплять остров Тузла и рисовать российско-украинскую границу по Азово-Черноморской акватории тоже будут Соединенные Штаты. Хотя бы потому, что и тут у них появился конкретный интерес.
И все же керченская нефть ни в какое сравнение не идет с мировыми запасами углеродного сырья на Каспии. Тот, кто контролирует Черное море, может напрямую влиять на стратегические потоки каспийского и ближневосточного сырья. То есть во многом определять судьбу экономики стран Запада. В итоге город русской славы Севастополь де-факто становится постоянно действующей военно-морской базой НАТО. Корабли стран альянса назойливо зачастили в севастопольские бухты, отданные украинскому командованию. Весна-2006: в городе-герое американский эсминец "Портер". Его сменил фрегат ВМС Великобритании "Олбенс". Следом - целое соединение турецких кораблей во главе с фрегатом "Салихрейс". Нынешнее 9 мая обошлось без натовских визитов - слишком памятен скандал, когда в прошлом году на 60-летие Великой Победы в Севастополь вознамерился войти отряд боевых кораблей ВМС Германии. Зато ближе к лету атлантические постояльцы снова пойдут в Крым один за другим.
Сама Украина ни на что повлиять уже не может, даже если захочет. Киев продает Ливии свою единственную подводную лодку "Запорожье". 15 лет она без движения простояла у причала, приваренная к нему, чтобы не утонуть. Главное достижение самостийных флотоводцев - недавний ввод в строй корвета "Тернополь". Фактически - малого противолодочного корабля типа "Альбатрос". Такие в СССР строили еще в 60-е годы. "Современный украинский флот не может выполнять самостоятельные боевые задачи", - подводит итоги бывший командующий военно-морскими силами Украины адмирал В.Безкаравайный. Выходит, теперь украинскую державу защищать эскадрам Североатлантического альянса.
Поэтому в Киеве господа спешат оформить окончательное решение по вступлению Украины в альянс. Севастополь, самый русский и самый оппозиционный по отношению к Киеву город, - по сути, личная вотчина "оранжевого" президента Ющенко. Именно он назначает сюда главу местной администрации и основных чиновников. Это единственный город по всей Европе, где людям до сих пор запрещено избирать собственного мэра.
Сам Виктор Ющенко четыре раза подряд накладывал вето на закон о статусе Севастополя. Его не устраивает положение, согласно которому муниципальная власть "обеспечит надлежащие условия для базирования Черноморского флота Российской Федерации". Городу выставлен ультиматум - получаете муниципальное право, если откажетесь от русского флота. За предательство молодым севастопольским бизнесменам обещаны налоговые льготы, евроинтеграция, ящик печенья и бочка варенья...
Впрочем, на недавнем саммите в Софии прозвучала почти сенсация. "Базы России в Крыму не помеха для вступления Украины в ряды Североатлантического альянса", - сделал заявление представитель госсекретаря альянса Джеймс Аппатурай. По его словам, "все 26 стран-членов НАТО поддерживают евроатлантическую интеграцию Украины не только политически, но и практически. Вопрос базы в Севастополе не остановит нас".
Лукавые фразы человека, который прекрасно знает: пока Андреевский флаг развевается над Севастополем, главная черноморская крепость остается русской.
После захвата ялтинского маяка украинское судно "Оскар" украло 500 метров подводного кабеля связи Черноморского флота у крымского мыса Башенный. Теперь представьте, что кубинцы тралят кабель у американской военно-морской базы Гуантанамо. США почему-то совершенно не волнует, что эта база расположена на суверенной кубинской территории. Никуда они оттуда уходить не собираются. Хотя бы потому, что имеют в Гуантанамо стратегический интерес. А за кабель попросту голову оторвут.
Светоч мировой демократии, Соединенные Штаты сделали право силы единственным реальным правом межгосударственных отношений. Такая вот борьба добра со злом. Для нас жизненно важен Севастополь - значит, мы вспомним о праве сильных на этих берегах. Когда легендарная субмарина "Морж" уходила к Босфору, ситуация в Отечестве была гораздо хуже. Однако век назад наши подводники не отдали Черное море.
А В ЭТО ВРЕМЯ...
Партенит, маленький городок на восточном склоне крымской Медведь-горы - сегодня похож на осажденную крепость. Отряд самообороны Партенита и казаки удерживают горную дорогу к поселку от трассы Ялта - Симферополь. По ней в городок пытались прорваться нескольких сотен машин крымских татар из отрядов местного меджлиса. Они на сутки блокировали главную магистраль курортного Крыма, полностью перекрыв движение автотранспорта и троллейбусную линию. В результате не добрались до Симферополя и опоздали на поезда и самолеты туристические группы из России, Украины и Прибалтики. Через татарские пикеты не пускали даже машины "скорой".
Меджлис требует землю на крымском Южнобережье. Прошлой осенью 250 активистов меджлиса уже пытались провести здесь самозахват территорий поселковых виноградников. Местное население не допустило произвола. И нынче славянской самообороной руководят офицеры-отставники, в отряд записалась практически вся местная молодежь. То же самое происходит под Судаком, в Алупке и Симеизе. Десятки городов и поселков автономии срочно формируют отряды самообороны.