Около четырех часов давал свидетельские показания окружному суду в Катовицах генерал Войцех
Около четырех часов давал свидетельские показания окружному суду в Катовицах генерал Войцех Ярузельский, бывший руководитель Польской объединенной рабочей партии, экс-президент, инициатор введения в 1981 году военного положения. Одни считают его спасителем Польши, а другие - "красным убийцей".
Без малого десять лет польские правоохранительные органы возвращаются к событиям 16 декабря 1981 года на шахте "Вуйек" в Силезии. Тогда, на третий день военного положения, когда страну охватила волна забастовок, там произошло кровопролитие. Спецвзводом милиции, усмирявшим забастовщиков, были убиты 9 и ранены 25 шахтеров. Сейчас на скамье подсудимых в Катовицах сидят 22 бывших участника "акции усмирения".
- Информация о трагедии на шахте "Вуйек", - сказал Ярузельский в суде, - была шокирующей. Во-первых, потому что погибли люди. Во-вторых, погибли горняки, которых мы в то время считали рабочим авангардом. И в-третьих, это был удар по идее введения военного положения, целью которого было уберечь Польшу от большой катастрофы, от кровопролития.
- Сегодня я еще больше убежден, - сказал он на заседании суда, - что это было решение, спасшее Польшу от катастрофы, от многократно большей беды. Это было наименьшее зло, хотя оно и привело к трагедии на шахте "Вуйек". Она, как тень, до сих пор со мной.
Ярузельский говорил на суде как о внутренней, так и о внешней угрозе Польше со стороны тогдашних ее союзников, опасавшихся, что к ним перекинется волна протестов против системы. В связи с антисоветской кампанией, которая велась в стране, Москва резко ограничила поставки сырья. Зарубежные комментаторы утверждали, что Польше грозит катастрофа.
По словам генерала, есть много доказательств того, что существовали планы введения в Польшу дивизий ГДР: они должны были подготовиться к вторжению до апреля 1982 года. Ситуация могла вызвать интервенцию и со стороны Чехословакии. Плановый срок готовности ее дивизий - июль 1982 года. Введение военного положения упредило интервенцию союзников. Эта мера была подготовлена в Варшаве, а не в Москве, подчеркнул генерал...
События почти двадцатилетней давности и сегодня не дают полякам покоя.