ВОЙНА ВЫПЛЕСНУЛАСЬ ЗА ПРЕДЕЛЫ ЧЕЧНИ

С начала нынешнего года чеченские террористы устроили 6 засад против федеральных сил. В кровавой западне уже погибли 95 российских солдат и офицеров. Всего же за время антитеррористической операции потери федералов составили 2233 человека убитыми и 6575 ранеными.

В минувший четверг, около 10 утра, военная колонна в составе двух "Уралов" и БТР сопровождения вышла из ингушского поселка Орджоникидзевский по направлению к Владикавказу. В крытых тентом грузовиках находились уволенные в запас солдаты, служившие в одном из полков дивизии "Дон" внутренних войск и не принимавшие участия в антитеррористической операции.
Трагедия произошла в лесистом ущелье, между ингушскими селами Галашки и Алхасты. Засевшие в густых зарослях бандиты действовали по своей привычной тактике: удары из гранатометов были произведены по первой и последней машинам (первым шел БТР), что лишило автоколонну возможности маневра. Затем автоматчики и снайперы хладнокровно расстреляли оказавшихся в ловушке военных. Одна из гранат попала в бочку с бензином, находившуюся в кузове "Урала", никто из находившихся на борту солдат спастись не смог. В результате нападения 18 военнослужащих погибли, 3 ранены, 1 солдат пропал без вести.
С любой потерей смириться трудно. Но особый драматизм ситуации в том, что подлый террористический акт совершен не в районе боевых действий, где проводится антитеррористическая операция, а, казалось бы, на мирной российской земле, в соседней с Чечней Ингушетии. Видимо, загнанные в угол террористы приступили к выполнению своей давней угрозы "перенести войну" в пограничные с Чечней регионы.
Но почему, спрашивается, бандиты начали именно с Ингушетии? Крайне резко прозвучало мнение на сей счет командующего Объединенной группировкой федеральных сил на Северном Кавказе генерал-полковника Геннадия Трошева: "Ингушетия, - считает он, - становится пристанищем для бандитов". "У нас есть данные о том, - сказал генерал, - что и раненые боевики лечатся там в больницах. Последнее нападение на военнослужащих внутренних войск еще раз подтвердило, что бандиты там есть. Они не просто с неба свалились, они имеют свои базы в Ингушетии".
Об этом говорят не только военные. Недавно я встречался с мэром Грозного Супьяном Мохчаевым, и он сказал буквально следующее: "Не секрет, что именно в Ингушетии нашли пристанище те, кто творил бесчинства в годы бандитского режима, в частности, многие боевики и члены так называемого шариатского суда Ичкерии". А на днях в Чечне задержан главный редактор подпольной газеты "Ичкерия" Ваха Дадулагов. По информации из аппарата помощника президента РФ Сергея Ястржембского, он направлялся в Ингушетию в лагерь беженцев, где его ждали для участия в антироссийском митинге.
Ингушский президент на сей раз долго хранил молчание. От встретившегося с ним в четверг заместителя министра внутренних дел РФ Владимира Козлова стало известно лишь то, что нападение бандитов на колонну внутренних войск вызвало у ингушского лидера "серьезную озабоченность". Однако вчера Руслан Аушев выступил со специальным заявлением и обвинил в случившемся не бандитских вожаков, а командование Объединенной группировкой федеральных сил, которое, на его взгляд, "не приняло мер по обеспечению безопасности сопредельных с Чечней субъектов Российской Федерации".
Серьезную озабоченность, надо полагать, сегодня должны проявить лидеры всех регионов Северного Кавказа, граничащих с Чечней. Видимо, прав Геннадий Трошев, считающий, что наряду с антитеррористической операцией в Чечне, власти и правоохранительные органы других республик и краев, и в первую очередь Дагестана и Ставрополья, в создавшейся ситуации обязаны проводить "поадресную проверку тех граждан, которые прибыли туда под видом беженцев, так как очень много бандитов ушло туда".
По странному стечению обстоятельств разгром колонны военнослужащих произошел сразу после встречи главы общественной комиссии в Чечне Павла Крашенинникова с представителем "президента Ичкерии" Казбеком Махашевым, которая, кстати, тоже состоялась на территории Ингушетии. Как известно, речь на ней шла о поисках путей стабилизации положения на Северном Кавказе. Не стала ли кровавая террористическая акция ответом "непримиримых" на наметившиеся мирные контакты? Во всяком случае, есть сведения, что инициатором нового кровавого побоища был небезызвестный Хаттаб.
Как бы то ни было, но, судя по всему, потерпевшие поражение в открытом противостоянии федералам экстремистские бандформирования складывать оружие не собираются и все чаще прибегают к террору и партизанщине. Не исключено, что, вопреки оптимистическим прогнозам, борьба с террористами может затянуться на неопределенно долгое время.