Русская Арктика: крутой поворот на север

В условиях нарастания конфронтации с Западом арктическое направление становится для России одним из приоритетных 

На совещании по вопросам развития Арктической зоны, которое прошло под руководством президента России Владимира Путина, были затронуты практически все ключевые вопросы, связанные с развитием российской Арктики.

Наибольший интерес с точки зрения экономики представляет развитие Арктической зоны России и проблемы, которые с этим связаны. В последние годы повышенный интерес к этому вопросу определялся социально-экономическими возможностями, которые открывало развитие арктических территорий. Прежде всего, перспективы были связаны с добычей углеводородных ресурсов. Освоение арктического шельфа сдерживают экономические факторы, которые делают нерентабельными освоение многих месторождений. Это усилило внимание к месторождениям, расположенным на прибрежных территориях. В последние годы Россия добилась значительных успехов в реализации проектов по освоению месторождений газа. Это позволило начать экспорт сжиженного природного газа (СПГ). В планах России увеличение добычи и поставок СПГ, что позволит сохранить позиции на газовом рынке. Исходя из необходимости решения этой задачи, на совещании президент России подчеркнул важность строительства судов-газовозов арктического класса.

Россия реализует долгосрочную программу по строительству ледокольного флота, который расширит возможности для осуществления круглогодичной навигации. Кроме того, активно продолжается развитие флота военных ледоколов и ударных кораблей ледового класса. При этом ожидается, что новые ледоколы обеспечат судоходство военных кораблей не только по СМП, но и в высоких широтах Арктики. Глава государства подчеркнул важность реализации планов по созданию ледокольного и грузового флота.

Вне зависимости от климатических изменений морской путь в Арктике становится не только самым эффективным способом завоза техники и технологического оборудования, продовольствия и прочих ресурсов для населения и функционирующих предприятий, а также рычагом обеспечения независимости отгрузок от политической конъюнктуры и определенной гибкости в географии поставок российских энергоносителей на мировые рынки.

Помимо расширения экспортных возможностей, что особенно актуально в условиях непрекращающихся попыток США и ЕС ограничить возможности России по экспорту газа и нефти на внешние рынки, арктические проекты позволят укрепить социально-экономическую базу российских регионов, создать новые производственные объекты.

Российский президент акцентировал внимание на роль внешнего фактора в реализации политики в Арктике, подчеркнув «разного рода внешние ограничения и санкционное давление». За последние месяцы западные страны предприняли ряд шагов, направленных против России и ее политики на арктическом направлении. В частности, 3 марта семь стран Арктического совета – Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция заявили о своем отказе участвовать в заседаниях и мероприятиях под председательством России. Сделано это в знак протеста против специальной военной операции на Украине. Таким образом, западные страны нанесли удар по Арктическому совету – единственной международной структуре, деятельность которой была направлена на рассмотрение вопросов социально-экономического развития, изменения климата и защиту окружающей среды в Арктике. Позже последовало решение ЕС, Норвегии и Исландии приостановить участие РФ в «Северном измерении», а затем подобный курс поддержали участники Совета Баренцева/Евроарктического региона.

Подобная политика отдельных европейских государств, ЕС в целом и США нанесла удар по международному сотрудничеству в Арктике, в которой Россия играет ключевую роль. Более того, сильный удар Запад нанес по сотрудничеству в области климата, который затрагивает все арктические и неарктические страны.

Решение западных государств прекратить взаимодействие с Россией в Арктике открывает дорогу для дальнейшей милитаризации региона. В последнее десятилетие практически все арктические государства последовательно наращивали свой потенциал в регионе. Россия предпринимала усилия в этом направлении, тем самым, реагируя на планы Запада укрепить военную составляющую в Арктике. В частности, США реализовывали программы по наращиванию своих военных сил в Арктике, расширению возможностей для ледокольного флота. Проведение масштабных учений подкреплялось документами, которые определяли политику США в Арктике. За последние три года были приняты Арктическая стратегия оборонного ведомства США, стратегия военно-морских сил. Основной смысл подобных документов – Арктика имеет прямое отношение к безопасности США, которые должны иметь конкурентные преимущества в этом регионе.

Военные усилия США и других арктических стран были направлены не только на усиление военного присутствия, но и на блокирование российского Северного морского пути (СМП). США постоянно ставят вопрос о пересмотре статуса СМП, настаивая на том, что некоторые проливы Карского моря, проливы Лаптевых и Санникова являются международными, и к ним применим принцип свободы судоходства. Россия не раз подчеркивала, что проливы перекрываются территориальными водами. На совещании президент России отметил важность развития СМП, развития современной портовой и аварийно-спасательной инфраструктуры. Прежде всего, это касается строительства портов и терминалов.

В условиях санкций для России приоритетное значение имеет дальнейшее развитие инфраструктуры СМП. Это позволит увеличить его загрузку, прежде всего, за счет доставки углеводородных ресурсов, а также привлечь другие страны к поставкам по этому маршруту.

Добыча ресурсов, транспортное сообщение, развитие экономического потенциала арктических территорий неразрывно связаны с изменением климата. Это наиболее заметно в Арктике. Помимо научного интереса, для России ключевое значение имеют последствия изменения климата, прежде всего, связанные с вечной мерзлотой. По словам В.В. Путина, «ее таяние может одинаково негативно отразиться и на экосистемах, и на объектах инфраструктуры в Арктике, и на прилегающих территориях».

Пристальное внимание к проблеме таяния арктических льдов напрямую связано с перспективами доступа к месторождениям нефти и газа, находящимся на шельфе арктических морей, а также с новыми судоходными маршрутами, которые позволят экономить как время прохождения судов, так и расход топлива. Положительная климатическая аномалия способствует более эффективному проведению всех работ на шельфе – поиску и разведке, установке и эксплуатации стационарных платформ, транспортным операциям, прокладке трубопроводов, повышает безопасность добычи углеводородных ресурсов. В тоже время, освоение ресурсов шельфа и побережья арктических морей невозможно без создания эффективной транспортной и инженерной инфраструктуры, которая сможет функционировать в экстремальных природных условиях.

Таким образом, в условиях жесткой конфронтации с Западом, Россия вынуждена еще больше усилить внимание к Арктике. Это касается, прежде всего, вопросов развития военной инфраструктуры и укрепления оборонного потенциала, а также реализации проектов, связанных с добычей ресурсов.