Средний российский школьник проводит в школьных стенах 47 часов в неделю. Это на семь часов больше официальной трудовой недели взрослого человека!
Запредельная нагрузка, справиться с которой уже давно не могут ни учителя, ни ученики. Эксперты предлагают законодательно ограничить максимальную суточную норму учебной нагрузки на школьников. Но не скажется ли это на качестве образования?
По данным Роспотребнадзора, полтора года назад доля абсолютно здоровых детей в стране составляла всего 12% — и она продолжает сокращаться. Одной из основных причин специалисты называют чрезмерные нагрузки в школах, из-за которых у детей не остается времени ни на спорт, ни на хобби, ни на элементарные прогулки на свежем воздухе.
Как такое может быть? Ведь существуют санитарные нормы, четко указывающие: у первоклашек не должно быть более четырех учебных часов ежедневно; у учеников 2-4-х классов — не более пяти; в 5-6-х — не более шести, а у старшеклассников — не более семи. Вполне себе адекватная возрасту нагрузка.
Проблема в том, что СанПин очень часто идут вразрез с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), выросшими в последние годы настолько, что на их выполнение и детям, и учителям не хватает никакого времени. В итоге российский школьник проводит в стенах своей альма-матер те самые 47 часов в неделю.
Структура учебного процесса в нашей школе сегодня состоит из обязательной части и внеурочной деятельности, доля которой — в зависимости от возраста ученика — колеблется в пределах 20-30%. Но это только на бумаге. В реальности же эта цифра редко когда превышает 10%, а львиную долю внеурочного времени занимают предметы и часы, «не уместившиеся» в основной части учебного плана.
Удобнее всего было бы списать все на общее снижение способностей школьников усваивать новую информацию. Но результаты свежего соцопроса свидетельствуют о другом. Так, за прошедший год доля детей, которым «в принципе» нравится учиться в школе, упала с 35 до 28%. А тех, кому не хватает времени на выполнение домашних заданий, стало больше (с 58 до 65%). Об отсутствии времени на хобби и спорт заявили 58% респондентов — против 50% годом ранее.
Родители тоже бьют тревогу. В ходе опроса 40% мам и пап говорили о чрезмерной нагрузке их чад в школе, 37% — о непомерном объеме домашних заданий. Многие семьи сегодня вынуждены нанимать репетиторов просто для того, чтобы их ребенок справлялся со школьной программой. Репетиторов им приходится искать на стороне — учителя в школе тоже перегружены.
А тут еще родители стремятся совмещать учебу своих чад с непременными кружками и секциями, не особо считаясь с желаниями и возможностями ребенка. До добра это не доводит — нередко такие перегрузки приводят к нервным срывам и у детей, и у родителей.
По тревожным итогам соцопросов Общероссийский народный фронт направил запросы в РАН и Роспотребнадзор. «Товарищи ученые, доценты с кандидатами» должны дать ответ на вопрос, способен ли ребенок в принципе справиться с сегодняшними образовательными программами в отведенные для этого сроки без ущерба для здоровья. И определить максимальную суточную норму учебной нагрузки на школьников.
Тем временем Министерство образования России поставило амбициозную задачу: вывести наши школы в топ-10 мирового рейтинга. Но какой же ценой?
P.S. Детский омбудсмен Анна Кузнецова на своей странице «ВКонтакте» бодро написала: «Ну, держись, Школа!» Речь о том, что подростки очень хотят смены традиционной школы на «электронную». Идеи о внедрении электронных учебников вместо бумажных и «получении знаний с помощью новых коммуникаций» давно бродят в умах реформаторов. Но здесь ли выход из ситуации — большой вопрос...