Мы привыкли, что Московский кинофестиваль проходит летом. Но в этом году из-за чемпионата мира по футболу организаторы юбилейного, сорокового по счету ММКФ решили перенести праздник кино на весну. А если быть совсем точным, то фестиваль стартует уже на следующей неделе — Никита Михалков, бессменный президент ММКФ, откроет его 19 апреля. Основной фестивальной площадкой, как обычно, станет московский кинотеатр «Октябрь». Продлится фестиваль ровно неделю, он финиширует 26 апреля.
Перенос даты проведения фестиваля — не рядовое, не техническое событие. Это может кардинальным образом повлиять на программу и даже идеологию ММКФ. Раньше он проходил вслед за Каннским фестивалем и потому имел возможность оперативно знакомить россиян с самыми свежими хитами лучшего кинофорума планеты, что вызывало дополнительный зрительский интерес. Теперь у организаторов ММКФ такой возможности не будет. И надо самим добывать яркие, в том числе и не засвеченные на других фестивалях фильмы, придумывать интересные программы, чтобы зритель не заскучал.
Похоже, устроители ММКФ с этим вызовом справились. Во всяком случае, председатель отборочной комиссии Андрей Плахов и пиар-директор фестиваля Петр Шепотинник уже заверили журналистов, что интересных предложений в этом году было больше, чем обычно.
Скорее всего, эта оценка относится к параллельным программам. Конкурс, как повелось в последние десятилетия, остается самой уязвимой, поистине ахиллесовой пятой ММКФ. Имена 15 режиссеров, чьи фильмы в этом году составили Основную программу, в большинстве своем мало что говорят любителям кино. Кроме разве что Ферзана Озпетека — достаточно известного фестивального бойца из Турции, чьим фильмом «Неаполь под пеленой» откроется ММКФ. Но будем надеяться на открытия новых ярких имен.
Сюрпризом для зрителей (надеюсь, что приятным) станут, в том числе, и две российские ленты, заявленные в конкурсе. Это якутская притча «Царь-Птица» режиссера-дебютанта Эдуарда Новикова и картина «Ню» «русской китаянки» Ян Гэ. Она родилась в Пекине, училась во ВГИКе у Сергея Соловьева, участвовала в популярной программе «Голос», дошла до финала. Сейчас работает в Гоголь-центре, в свободное от сценических штудий время сняла практически без бюджета свой первый, судя по аннотациям, автобиографический, исповедальный фильм. Уже интригует...
Кроме конкурса ММКФ объявил еще 18 разнообразных программ. Одна из самых интересных — «Две недели длиной в 50 лет». Она посвящена программе Каннского фестиваля «Двухнедельник режиссеров». Здесь собрано все лучшее, что было показано в ее рамках за полвека. А это уже ставшие классическими фильмы Михаэля Ханеке, братьев Тавиани, Отара Иоселиани, Алексея Балабанова, Энга Ли, Дени Вильнева, братьев Дарденн и другие хиты последних десятилетий.
Есть что вспомнить и Московскому кинофестивалю. В рамках программы «Свои» будут показаны фильмы режиссеров, когда-то получивших путевку в жизнь на ММКФ. Венгр Иштван Сабо («Отец»), поляк Кшиштоф Кеслёвский («Кинолюбитель»), иранец Асгар Фархади («Танцуя в пыли»), китаец Ван Чуанань («Лунное затмение»), болгарин Яков Гырдев («Дзифт»), швед Рубен Эстлунд («Гитара-монголоид»), наконец, наши соотечественники Алексей Попогребский и Борис Хлебников («Коктебель»), Сергей Лобан («Шапито-шоу») были выведены на орбиту мирового кино именно на Московском кинофестивале. Теперь у жителей и гостей столицы есть возможность вспомнить и новыми глазами увидеть их ранние фильмы.
Среди ретроспектив, которыми традиционно славится ММКФ, стоит выделить программу, посвященную великому Ингмару Бергману. В ее рамках будут показаны лучшие фильмы классика мирового кино, многие из которых, кстати, ранее не шли на наших экранах. Помимо знаменитой «Земляничной поляны», зрители смогут в хорошем качестве и на большом экране увидеть такие шедевры сумрачного шведского гения, как «Лето с Моникой», «Девичий источник», «Причастие», «Молчание», «Персона», «Стыд», «Седьмая печать», «Шепоты и крик», «Фанни и Александр»...
Но не все любят чересчур напрягать в кинозале мозговые извилины. Для любителей «легкоусвояемых» зрелищ программный директор ММКФ Кирилл Разлогов специально собрал давно задуманную им ретроспективу фильмов с участием актера, режиссера, продюсера Брюса Ли. Она, помимо прочего, включает уникальный фильм, в котором знаменитый мастер китайских боевых искусств снялся ещё зеленым подростком.
Как бы ни были хороши ретроспективы, основная масса зрителей ищет на фестивале яркие кинематографические новинки. Они прихотливо разбросаны в авторских подборках «8 ½ фильмов» Петра Шепотинника, «Эйфория» Андрея Плахова, «Фильмы, которых здесь не было» Стаса Тыркина, в сборных программах «Время женщин», «Спектр», «Мастера», «Русский след», «Третий возраст»...
Среди потенциальных зрительских хитов — фильм «Не прикасайся» румынки Адины Пантилие, завоевавший «Золотого медведя» на последнем Берлинском кинофестивале, «Непослушание» от оскаровского лауреата, чилийского режиссера Себастьяна Лелио, «55 ступеней» в постановке двукратного победителя Каннского фестиваля шведа Билле Аугуста, четырехчасовой мюзикл «Сезон дьявола» в режиссуре знаменитого филиппинца Лава Диаса, «Барбара» французского актера и режиссера Матье Амальрика, получивший в Канне спецприз за поэзию в кино, ряд других лент, прошумевших по международным фестивалям...
Похоже, любителям хорошего кино скучать не придется. А по апрельской прохладе бегать на просмотры будет даже приятнее, чем в летнюю жару.
А кто в жюри? Стал известен окончательный состав жюри ММКФ. Его возглавил крупный итальянский продюсер Карло Дель Брокко. В жюри вошли также российский режиссер Анна Меликян («Русалка», «Про любовь», «Звезда»), знаменитый голливудский актер Джон Сэвидж, сыгравший, кстати, недавно роль тренера американской сборной в нашумевшем российском фильме «Движение вверх», китайский режиссер Ляо Цян, победивший на прошлогоднем ММКФ с фильмом «Хохлатый ибис», и, наконец, немецкая актриса, звезда мирового кино Настасья Кински, которая буквально на днях дала согласие приехать в Москву. Интересно, что Джон Сэвэдж и Настасья Кински в свое время снимались вместе в американском фильме Андрея Кончаловского «Любовники Марии».