И это все о нем, дизайне

Первая Московская биеннале дизайна начала работу в Центральном доме художника

С 11 по 16 апреля 2017 года в Центральном доме художника проходит Первая Московская биеннале дизайна. Это новый масштабный проект ЦДХ, Школы дизайна НИУ ВШЭ, Московского музея дизайна и Фонда поддержки и развития графического дизайна «Золотая пчела».

За последние 15 лет дизайн, накапливая практический опыт, существенно эволюционировал. Изменилась сама его роль — теперь дизайнерские решения не считаются чем-то вторичным, но наоборот, часто определяют развитие технической мысли и формируют потребительские требования.

Биеннале представляет последние достижения по самому широкому спектру областей. Это дизайн промышленный, графический, информационный, средовой, конечно же дизайн моды... Рассматриваются и многообразные социальные роли дизайна в технологиях торговли, продвижения, организации событий. Иными словами, дизайн предстает как искусство, мышление, коммуникация.

Промышленный дизайн представлен лучшими российскими работами. Так, «АвтоВАЗ» показывает концепт-кары LADA Vesta SW cross, LADA XCode и один из самых популярных серийных автомобилей на рынке РФ — LADA Vesta в комплектации люкс. «Уралтрансмаш» и ОКБ «Атом» демонстрируют трамвай будущего R1 — низкопольный и потому удобный для пассажиров, а также привлекающий футуристическим видом — чёрным цветом и кабиной с обратным углом наклона.

Центр прототипирования высокой сложности Кинетика при МИСИС Владимира Пирожкова представляет проекты аэромобиля с вертикальным взлетом и посадкой, пилотируемый транспортный корабль нового поколения, а также скафандры и кресла космонавта.

Студия Артемия Лебедева разработала «Скаут» — легкий экспериментальный вертолет конструкторского бюро «Горизонт», концептуальные наручные часы «Интегралус» и «Секторус», как и многое другое, от клавиатуры для профессиональных дизайнеров, музыкантов, архитекторов, инженеров и программистов «Оптимус Популярис» до универсального пульта «Кнопкус», позволяющего дистанционно управлять любым телевизором в радиусе 45 метров.

В этом же разделе экспозиции — бронеавтомобиль «Фалькатус», велосипед «Тритон», скейт «Орбита», беспилотный городской мини-автобус «Шатл», 3D-сканер «Spectrum», кардиограф Максет Лайн, клип-аппликатор EndoStars E-Clip, устройство промывки каналов эндоскопов EndoStars E-Clean...

Специально для Биеннале Московский музей дизайна снял документальный фильм, в который вошли интервью с российскими дизайнерами, конструкторами ведущих советских производств, историками. Лента доказывает, что в нашей стране традиции дизайна имеют гораздо более долгую историю, чем это обычно считается.

В разделе «Информационный дизайн» представили свои проекты МИА «Россия сегодня» — «Великий Сибирский путь», «Собор Василия Блаженного» и «Сколько Холмса в Шерлоке?», ВГТРК — «Живые страницы», Samsung — «Война и мир», ГМИИ имени Пушкина — «Музей. Пространство внимания»...

В области fashion-дизайна Национальная палата моды с помощью цифровых технологий знакомит с орнаментами традиционных русских промыслов. Artem Shumov, Lumier Garson и Saint-Tokyo показывают эксклюзивные капсульные коллекции. Специально для Биеннале созданы видео показов дизайнеров—участников Mercedes-Benz Fashion Week Russia в формате 360°. В VR-пространстве посетители экспозиции могут почувствовать себя модными критиками и оценить творчество дизайнеров, увидеть 3D-эскизы дизайнеров.

Среди наиболее интересных иностранных проектов — «Венгерский дизайн в XXI веке», «Швейцарский туристический плакат 1930-х годов», «Молодые и успешные» — об истории молодого чешского дизайна в период с 1991 по 2013 год.

Параллельный проект Биеннале — 23-я выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама», которая уже более 20 лет является важной площадкой, объединяющей разработчиков рекламной продукции, ее производителей и заказчиков. Здесь пройдет не менее 150 мероприятий деловой программы. В День теле- и кинорекламы пройдут показы лучших работ продакшн-студий США, Кореи, России и СНГ.

Кроме того, в графике событий — Международная выставка-конкурс праздничного, событийного и средового дизайна. Развернутая образовательная и деловая программа включает экскурсию в креативную студию Петродворцового часового завода «Ракета», где глава исторического часового бренда, креативный директор завода граф Жак фон Полье и его творческая команда расскажут историю одного из самых знаменитых часовых производств мира, о наследии доставшемся предприятию от советских времен, о современном процессе создании часов.

Шухов Лаб Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ знакомит с лабораторией экспериментального проектирования городов.

Конечно, не забыты и дети: запланирован мастер-класс от руководителя дизайн-школы «Шум» Александра Васина и дизайнеров студии Groza.design. Вместе с профессионалами юные дизайнеры узнают больше о типографике — искусстве оформления печатного текста.