Юрий Норштейн: «Отсутствие мысли в стране катастрофично»

Самый знаменитый мультипликатор России считает, что в тупике сегодня не только анимация

Многолетняя работа Юрия Норштейна над фильмом «Шинель» может остаться неоконченной из-за отсутствия финансирования. Норштейн считает, что бедственное положение анимации связано не только с отсутствием денег, но и с кризисом мысли.

— Сейчас снова заговорили о том, что реформа госфинансирования кинематографа может убить анимацию. Вы как-то ощущаете этот процесс на себе?

— Я не нахожусь в сердцевине практической работы. Когда есть заявка, ее рассматривает комитет при Минкульте, появляются деньги, продюсер. Более того, я не хочу в этом участвовать. Сам факт таких тендеровых раскладов уже унизителен для творческого человека. Но с мультипликацией вообще отдельное дело, потому что на нее не обращают внимания. Классический для меня пример — совещание Путина с кинематографистами двухлетней давности, на которое не был приглашен ни один мультипликатор.

— Но все-таки большая часть анимации в России производится на государственные деньги.

— Что касается меня, то я деньги не брал и не буду брать. А мои коллеги вынуждены стоять в очереди и ждать, когда они получат очередную пайку. Это унизительно, противно. Государство выделяет деньги, но это не является нормальной системой. Пример — студия Александра Татарского «Пилот». Сейчас там практически не производят фильмов. Еще при жизни Татарского происходили такие мощные перебои с финансированием, что им еле-еле удалось закончить один из лучших проектов современной анимации «Гора самоцветов».

— На государственном уровне говорят, что нужен индустриальный подход. Допустим ли он в анимации?

— А подход всегда был индустриальным. Раньше не возникало вопросов, как совместить творчество и индустрию: государство выделяло деньги, поддерживало студии, тот же «Союзмультфильм». Студия производила 40 фильмов в год — около 8 часов. Но сейчас только полнометражное кино находит путь к экрану. При этом не обращают внимания на то, что в стране делаются и делались короткометражные мультфильмы — они воспринимаются как «неформат». Хотя я вообще не понимаю, как понятие «неформат» можно отнести к культуре и искусству. Вся мультипликация развивалась именно из таких 10-минутных фильмов.

— Почему тогда сейчас так остро встал вопрос совмещения индустрии и творчества? Иногда создается впечатление, что эти линии никогда не пересекаются.

— Сегодня очень много говорят о коммерции, экономике, прокате фильмов, но никто не говорит об искусстве. Например, реформа госфинансирования кино под личным патронажем Путина. В многостраничных документах образовавшегося в итоге фонда нигде нет слова «искусство». Мне кажется, что отсутствие художественной мысли, которое является отражением отсутствия мысли в стране, катастрофично. Вспомните студию «Союзмультфильм». Притом что на ней было налажено абсолютно поточное производство, какое было разнообразие авторских почерков!

— Получается, что главная проблема анимации — это не отсутствие денег, а нехватка талантов?

— Понимаете, разговор должен идти не только о проблемах анимации, а в целом — о психологической и культурной атмосфере в стране, которая сегодня все больше переходит в коллективную пошлость. Это резкие слова, но по-другому я не ощущаю. Есть отдельные личности, не только в мультипликации, но в кинематографе в целом, которые несут свое знамя и делают то, что хотят и должны делать, какие бы времена на дворе ни были — Саша Петров, Андрей Хржановский, Иван Максимов.

— Все имена, которые вы назвали, известны и в России, и во всем мире уже давно. Почему сейчас так мало молодых художников, которые могли бы создать что-то новое, самобытное?

 — Основная проблема в том, что художники сейчас хотят творить, но при этом совершенно не хотят напрягаться. Не важно, чем живет страна, важно, чем живет художник, который потом, независимо от страны, даст мысль, идею. А сегодня художник считает мысль факультетом ненужных вещей. Это является точным отражением того, что сейчас происходит и в учебных заведениях, и во всей стране. Поэтому я настроен довольно мрачно.

Лучшие фильмы Юрия Норштейна

«Ежик в тумане» (1975)

Добрая сказка о Ежике, который сквозь туман идет навстречу своему верному другу Медвежонку, чтобы вместе с ним пить чай и считать звезды.

«Сказка сказок» (1979)

Память постоянно возвращает автора к образам войны. Лента признана одним из лучших анимационных фильмов всех времен.

«Шинель» (Начат в 1981 году)

Не оконченная до сих пор работа. Сняты только 23 минуты (треть фильма), но и этот отрывок изучается в университетах мира как классика анимации.

Лучшие научно-фантастические книги десятилетия, по версии портала tor.com

«Обреченные на победу», Джон Скальци

Роман о мире будущего, в котором люди готовы ставить под угрозу свою жизнь, лишь бы заполучить эликсир вечной молодости.

«Американские боги», Нил Гейман

Книга, в которой древняя мифология переплетается с легендами современности, а бог Один вбирает в себя черты Бэтмена.

«Имя ветра», Патрик Ротфусс

Привычный мир бродячих актеров будет в одночасье разрушен загадочными лесными существами.