«Погибший президент Лех Качиньский был настоящим, искренним польским патриотом. Но только свою любовь к стране он часто выражал через нелюбовь к России, — вспоминает специалист по Восточной Европе Института научной информации РАН Лариса Лыкошина. — Во многом из-за этого в отношениях между государствами несколько лет назад пробежала черная кошка».
В прошлую субботу президент Польши вместе с политической и военной элитой страны разбился на
По словам Рогозина, в истории немало примеров, когда беда улучшала отношения между странами. Особенно много таких случаев у России и США. Один из последних — теракты 11 сентября 2001 года.
«Этот искренний и спонтанный порыв россиян, которые сочувствовали полякам, говорит о том, что в душе наши граждане очень хорошо относятся к Польше, — рассуждает Дмитрий Рогозин. — Если в самой Польше это почувствовали, то реакция польской эмиграции была неадекватной». По словам дипломата, многие известные поляки, живущие за рубежом, язвительно намекали на то, что авария не случайно произошла в России. «Но это мнение меньшинства», — подчеркнул Рогозин.
Помимо искренней и общей скорби отношения между странами могут улучшиться и по другим, более рациональным причинам. «В стране произойдет смена элит. И уже практически никто не сомневается, что на досрочных выборах победит и.о. президента и спикер парламента Бронислав Комаровский, — утверждает Лариса Лыкошина. — У него еще до трагедии были самые высокие рейтинги, и если он не сделает неосторожного шага, то без труда обойдет соперников еще в первом туре».
По мнению экспертов, политика Комаровского по отношению к России будет отличаться от прежней. «Спикер парламента всегда был либеральным, рациональным и осторожным политиком, — говорит Лыкошина. — И.о. президента, как и его однопартиец премьер Дональд Туск, никогда не были сторонниками конфликтов с Москвой. Но Комаровский, скорее всего, пришел бы к власти и без трагедии». Директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков утверждает, что потепление отношений между странами наметилось давно — с приходом Дональда Туска на пост премьера в
Последние действия российских властей в отношении Катыни говорят о том, что Москва готова полностью признать польскую версию тех событий, считает Лыкошина. «Это тоже будет большим плюсом в отношениях двух стран», — полагает она. По мнению эксперта, такое решение будет волевым жестом, так как в Москве все равно не во всем согласны с Варшавой.
Эксперты уверены, что Польша из страны, которая постоянно вставляла России палки в колеса, превратится в настоящего дружественного союзника. «Со второй половины 2011 года Польша будет председательствовать в ЕС, — напоминает Николай Бухарин из Института экономики РАН. — Если раньше Варшава мешала отношениям Москвы и Брюсселя, то теперь может стать нашим союзником и лоббировать интересы России в ЕС».
Некоторые с осторожностью смотрят на улучшение отношений, утверждая, что политику определяют не эмоции, а стратегические цели. «Дружба союзников и сочувствие граждан друг к другу во время Второй мировой войны не отменили холодную войну», — вспоминает директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий.
В истории России уже были случаи, когда трагедия сближала нас с другими странами. «После 11 сентября Путин первым дозвонился Джорджу Бушу, — вспоминает президент фонда „Политика“ Вячеслав Никонов. — Москва тогда поддержала военную операцию США в Афганистане». По его словам, после этого риторика между странами действительно поменялась. «Но США испортили все войной в Ираке», — добавляет эксперт. Москва пришла на помощь Вашингтону после крушения шаттла «Челленджер» в 1986 году, когда погибли восемь астронавтов. После этого началось более плотное сотрудничество двух стран в области космических исследований. Астронавты начали летать на советских кораблях.
Эксперты также вспомнили случай с французским президентом Жоржем Помпиду. В 1974 году лидер находился с визитом в СССР, во время которого он тяжело заболел. Через неделю он скончался в Париже. «Смерть президента Франции вызвала искреннее сожаление у руководства Советского Союза. И это стало толчком для улучшения отношений двух стран», — говорит Валерий Хомяков.
Любовь Шишелина, завотделом восточноевропейских исследований Института Европы РАН:
— Трагедия под Смоленском — своеобразная лакмусовая бумажка в отношениях Польши и России. Она дала возможность пересмотреть саму их природу. Взаимные обиды существуют и никуда мгновенно не денутся, но создается ощущение, что мы упиваемся трагедиями прошлого и не видим хорошего в настоящем. Наверное,
Для нормализации отношений нужно идти навстречу друг другу — и правителям, и народу, и СМИ. Последние играют очень важную роль в формировании народного мнения, а в последние годы, к сожалению, все было направлено на «стравливание» русских и поляков.
Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии:
— Польша и Россия, безусловно, станут добрее относиться друг к другу после трагедии. По крайней мере это будет на уровне простых граждан, которые хорошо почувствовали единение двух народов. И хотя внешнюю политику определяют власти, они не могут не учитывать мнения своих избирателей.
Сейчас это весьма актуально для Польши, где в ближайшие месяцы состоятся президентские выборы. Со временем, когда эмоции остынут, все будут определять рациональные, хладнокровные решения. Однако, надеюсь, дружеский настрой сохранится.
Тем более что вектор на улучшение между странами наметился уже давно — когда
«Путин оставил привычную холодность и обнял Туска»
Трагедия под Смоленском вызвала множество споров в газетах и журналах по всему миру. Например, британская газета The Financial Times в статье «Надежда на оттепель в отношениях с Москвой» пишет, что между Владимиром Путиным и его польским коллегой Дональдом Туском давно сложились хорошие отношения. «Трагедия сблизила их еще сильнее. Путин оставил привычную холодность, обнял Туска и с сочувствием похлопал по руке», — пишет британская газета. Об улучшении отношений также пишет американское издание The Wall Street Journal: «Трагическое событие невольно привело к тому, что
Однако есть публикации, где звучат и обвинения в адрес Москвы. Депутат польской партии «Право и справедливость» Артур Гурский в интервью изданию «Наш журнал» (Польша) заявил: «Есть версии, которые указывает на возможную роль российской стороны. И, несомненно, Москва несет также моральную ответственность за эту катастрофу. Ясно одно: неизвестных факторов становится все больше». Впрочем, таких мнений очень мало и они непопулярны. Португальская газета Publico пишет: «Теории заговора несостоятельны. Медведев и Путин — не монстры. Их поведение во время трагедии показывает, что они могут вести себя адекватно».
Что не поделили Польша и Россия
Взаимоотношения между Россией и Польшей никогда не были простыми. В начале XVII века, когда в России наступило Смутное время, польские войска вторглись на российскую территорию под предлогом оказания помощи Лжедмитрию I.
После Отечественной войны 1812 года царство Польское вошло в состав Российской империи. Полякам была дарована Конституция, и завоеванная страна получила учреждения более свободные, чем в самой империи. Несмотря на это в течение XIX века в Польше вспыхивали народные восстания, жестоко подавлявшиеся русской армией.
После Октябрьской революции 1917 года Польша отделилась от России. В 1920 году началась