КТО-ТО ГДЕ-ТО ЧТО-ТО СКАЗАЛ...

В этом документе, составленном для президента Буша и датированном 6 августа 2001 года и официально именуемом "Ежедневный меморандум для президента", всего полторы страницы с семнадцатью предложениями. О нем упомянула в своем выступлении 8 апреля перед комиссией, расследующей обстоятельства терактов 11 сентября 2001 года, советник президента по национальной безопасности Кондолиза Райс.Она назвала его "историческим", впервые обнародовав документ, предназначенный только для глаз президента.

Белый дом пошел на этот беспрецедентный шаг, чтобы окончательно рассеять подозрения, что он пытается что-то скрыть от комиссии. Демократы, составляющие ее половину, уцепились за меморандум, составленный на основе разведданных, из-за его названия: "Бин Ладин (так в тексте.- В.С.) намерен нанести удар в США". Надежда была, что он неопровержимо подтвердит, что республиканская администрация прозевала подготовку к захвату террористами из "Аль-Каиды" самолетов и превращению их в бомбы.
Однако документ доказывает лишь скудость информации из первых рук, которой американские спецслужбы располагали на тот момент. Основная часть меморандума - 14 предложений - составлена из общедоступного материала, главным образом из интервью, которые главарь "Аль-Каиды" Усама бен Ладен давал американским телеканалам в 1997-1998 годах. Он угрожал применить те же методы, которые использовал Рамзи Юсеф, устроивший взрыв в подземном гараже Всемирного торгового центра в 1993 году, и поклялся отомстить США за то, что они в 1998 году нанесли удар крылатыми ракетами по лагерю его организации в Афганистане.
Самое близкое, что можно отнести к сентябрьским событиям 2001 года, это упомянутое в меморандуме предупреждение иностранной разведки (название ее вымарано) о том, что бен Ладен хочет угнать американский самолет и каким-то образом с его помощью освободить слепого шейха Омара Абдель Рахмана, осужденного в США за терроризм. Но, говорится далее, это "сенсационное сообщение" ЦРУ проверить и подтвердить не смогло. Правда, следом отмечается, что наблюдается некая "подозрительная активность", которую можно истолковать и как подготовку к угону самолета, и как подготовку к атакам на федеральные учреждения в Нью-Йорке.
В меморандуме ни прямо, ни косвенно не говорится ни о месте и времени предполагаемого теракта, ни о том, что речь идет об использовании самолетов в качестве гигантских крылатых ракет. Но это не умерило пыл членов комиссии-демократов. Бывший сенатор от Небраски Боб Керри заявил, что меморандум должен был послужить для президента достаточным стимулом, чтобы потребовать более детальных сведений от разведслужб. Аналогично высказался агентству АП Ричард Бен-Венисте, бывший прокурор по делу Уотергейта.
Республиканец Джон Леман, бывший адмирал, считает иначе.
"Документ, - сказал он в интервью агентству ЮПИ, - хорош тем, что дает полное представление о том, какой информацией в тот момент располагал президент. В нем нет ни слова о том, какая конкретно опасность угрожает. Так что все намеки демократов, входящих в комиссию, на то, что меморандум предупреждал о готовящемся захвате самолетов, - обратное правде".