ЧЕШСКИЙ ДЕСАНТ В РОССИЮ

Когда в России случаются длинные праздники, как, например, предстоящие нынче в мае, мало становится четырех-пяти ежедневных рейсов Москва - Прага - Москва. Хотя летают сюда регулярно и из Петербурга, и из Екатеринбурга. Не хватает мест и в московских и петербургских вагонах, идущих в Чехию через Польшу. Да и в другие, будничные, времена перевозчики не жалуются на дефицит пассажиров, а русская речь всегда звучит на улицах Праги, Брно и замечательного курорта Карловы Вары.

Недавно, например, ваш корреспондент присутствовал на семинаре в пражском отеле "Олимпик", куда Таллинская школа менеджеров привезла на неделю около сотни предпринимателей со всех концов России. От российских границ Чехия сравнительно недалеко, проживание и питание здесь на вполне приличном уровне и зачастую дешевле, чем у нас, а введенные два года назад визы стали выдавать быстро и недорого. И, наконец, не владея ни одним иностранным языком, здесь вы всегда договоритесь, вас поймут.
Начинающийся в воскресенье визит в Россию чешского премьера Милоша Земана и сопровождающей его большой, как никогда, делегации, скажем сразу, внушает оптимизм. Накануне их отъезда в Москву правительство ЧР одобрило проект соглашения с Россией по вопросу, который годами отравлял атмосферу. Речь идет о пресловутом советском долге, в основном доставшемся России после развала СССР. Еще год назад он достигал огромной по чешским масштабам суммы в 3,6 млрд. долларов. На сегодня 2,5 млрд. Чехия продала за примерно пятую часть стоимости частной фирме "Фалькон капитал", которая будет рассчитываться с Москвой через ЕЭС России. А примерно треть оставшейся суммы теперь предполагается погасить за счет поставки трех гигантских транспортных самолетов АН-70, семи боевых вертолетов МИ-24 и запчастей для российской военной техники - например, остающихся здесь на вооружении истребителей МИГ-21.
С этого вопроса мы и начали беседу с членом чешской делегации Яном Гроником, который ведает внешними связями в Министерстве промышленности и торговли. Заинтересованность в том, чтобы развивать связи между двумя странами во всех областях после долгого периода спада и застоя проявилась уже два с лишним года назад во время краткого визита в Прагу Игоря Иванова. В июле прошлого года Земан встретился с президентом Путиным в Санкт-Петербурге. После этого Касьянов побывал в Праге, где было подписано несколько важных соглашений. Тогда же он пригласил чешского премьера посетить Россию.
- В подъеме отношений, - сказал Гроник, - заинтересованы очень многие чешские предприниматели, включая ведущие фирмы. У нас есть ощущение, что российские партнеры отвечают нам взаимностью. Важную роль в этом деле играет совместная межправительственная комиссия, во главе которой с чешской стороны стоит вице-премьер, ведающий вопросами промышленности и торговли - Грегр, а с российской - руководитель аппарата правительства министр И. Шувалов. Из 23 проектов, обсуждавшихся прошлой осенью на последнем заседании комиссии, треть уже реализуется на практике. Начато, например, строительство газопровода на Камчатке, завода по переработке газа в Республике Коми, цехов по производству стеклотары в Ленинградской области...
На вопрос о том, что же все-таки мешает двигаться быстрее, мой собеседник ответил, что это прежде всего трудности финансирования отдельных проектов. Так как у многих российских партнеров денег нет, в игру вступают чешские банки. Но им нужны гарантии. И здесь помочь может, например, солидный российский банк вкупе с администрацией области или иного субъекта Федерации.
Обидно, что традиционные чешские товары, к которым русские люди давно привыкли, стали редкостью. Но что поделаешь, рынок сегодня открыт и в Чехии, и в России. А любой нормальный предприниматель при прочих равных условиях купит то, что ему выгоднее. Впрочем, и в сегодняшней Чехии днем с огнем не сыщешь многого из того (местного), что всегда было на полках. Продукты и ширпотреб с Запада и Дальнего Востока теснят местных производителей.
И все же кое-что от традиций осталось. Фирма "Прециоза", выпускающая любимые нами и недорогие люстры, имеет совместные с российским партнером предприятия в Петербурге и Москве. А производители бижутерии из города Яблонец в Северной Чехии открыли даже свой магазин в Москве. Бегают у нас и малолитражки "Шкода", хотя само предприятие после продажи государством своего пакета акций полностью перешло под контроль немецкого автогиганта "Фольксваген". Именно он, кстати, продолжает похороненную было тему создания совместного предприятия по производству "шкодовок" в России.
Чехи, по словам Гроника, нацелены сегодня главным образом не на сбыт ширпотреба, а на кооперацию с нами в тех сферах, где они сильны и конкурентоспособны, прежде всего в машиностроении. Не случайно программа визита предусматривает посещение чешским премьером московского завода МЭЛ, где создано совместное предприятие по ремонту и модернизации лифтов.
В нынешней московской команде премьера Земана до 70 хозяйственников и бизнесменов. В том числе министры экономического и финансового блока, руководители Союза промышленности и транспорта, генеральные и коммерческие директора таких ведущих фирм, как "Шкода-Плзень" (машиностроение широкого профиля), "Шкода-Остров" (троллейбусы). Отдельной темой разговоров будет проблема модернизации чешских обрабатывающих станков, которым несть числа в России. Уже идет конкретная проработка по заводам "Уралмаш" в Екатеринбурге и "Электросила" в Санкт-Петербурге.
Широкий бизнес-форум намечен на понедельник в Торгово-промышленной палате. Там выступят оба премьера и министры. В ходе визита будут приняты некоторые новые межправительственные документы. Но важнее то, что подготовлено к подписанию не менее десяти крупных контрактов по конкретным проектам кооперации.