ПЕКИН КРУТИТ ПЕДАЛИ

В эти дни на улицах Пекина выставлены столики, за которыми восседают люди в синей униформе. Вместе с весной в Пекин пришла пора взимания ежегодного налога с владельцев велосипедов.

На каждого жителя 10-миллионного Пекина в среднем приходится одна двухколесная машина, за пользование которой в течение года владелец обязан уплатить в казну всего-то 4,5 юаня (меньше 0,5 доллара).
Между тем ни один другой вид сборов не вызывает такой головной боли у сотрудников налоговых органов столицы, как взимание таксы на самый популярный вид транспорта. В часы пик пекинские улицы запружены потоками велосипедистов, поэтому идея проверить у каждого наличие налоговой квитанции по меньшей мере утопична. Приходится уповать исключительно на сознательность налогоплательщиков, а она, увы, оставляет желать много лучшего. Если пять лет назад велосипедный сбор оплатили 5,1 млн. велосипедистов, то в прошлом году число законопослушных упало до 3,6 млн. В результате в городскую казну поступило около 14 млн. юаней (1,7 млн. долларов). А расходы на проведение самой налоговой операции "Велосипед" составили 2 млн. юаней (240 тыс. долларов).
По мнению социологов, большинство злостных неплательщиков уклоняются от уплаты велосипедного сбора вовсе не из-за отсутствия денег - при столь мизерной сумме смешно об этом даже говорить. Кому-то лень остановиться на пять минут, кто-то просто не хочет разменивать крупные денежные купюры, есть и такие, кто не платит налог "из принципа". Благо штраф за неуплату варьируется от 5 до 20 юаней - сущий пустяк. А отловить велосипедных "зайцев" куда сложнее, нежели тех, кто бесплатно раскатывает на автобусах и троллейбусах. Вдобавок, если раньше одновременно с взиманием налога проверялись документы на транспортное средство, что помогало находить и возвращать владельцам украденные велосипеды, то теперь никакой проверки нет - заплатил деньги и езжай себе на здоровье.