УСЛЫШЬТЕ НАС НА СУШЕ

30 лет назад, в такой же апрельский день, в Бискайском заливе затонула подводная лодка К-8 - не первая и не последняя, ставшая для экипажа братской могилой. Почему эти трагедии на нашем флоте повторяются? Извлечены ли горькие уроки при строительстве подлодки четвертого поколения "Юрий Долгорукий", пока еще стоящей на стапелях? Об этом размышляет в беседе с корреспондентом "Труда" бывший командующий Северным флотом адмирал Олег ЕРОФЕЕВ.

- Семь лет я командовал Северным флотом и ни разу за это время, провожая подводников в море, не был уверен, что все будет хорошо и они обязательно вернутся. Моя вера ушла на дно Норвежского моря вместе с "Комсомольцем".
С Олегом Ерофеевым мы летели из Северодвинска, где местные корабелы показали делегации московского правительства готовый корпус "Юрия Долгорукого" - новой подводной лодки четвертого поколения, над строительством которой шефствует столица. Олег Ерофеев впервые был на "Севмаше" гостем. Девять месяцев прошло после его отставки с поста командующего. Но, судя по волнению, которое ему никак не удавалось скрыть, душа адмирала по-прежнему в море.
- Олег Александрович, а не закрадывается такая неприятная мысль: не дай Бог и "Юрий Долгорукий" повторит судьбу "Комсомольца"?
- Я надеюсь, что этого не случится. Но, к сожалению, каждый наш новый корабль строится все хуже и хуже с точки зрения живучести, которой всегда славился российский подводный флот. Это вдвойне обидно, так как у нас очень умные, талантливые конструкторы, создавшие замечательные образцы подводных лодок, каких не имела ни одна страна в мире.
- А на "Севмаше" вокруг новой подлодки приподнятая атмосфера! Идеи просто ключом бьют. Нет денег на покупку стали? Изобретен так называемый способ переката, с помощью которого из залежалого неликвида получают металл необходимых марок. Не на что купить оборудование? Снимают старье с кораблей, пришедших на утилизацию, и дают ему вторую жизнь...
- С налету отвергнуть находки конструкторов не берусь, я ведь моряк, эксплуатационник, а тут нужны глубокие специальные исследования. Могу лишь, исходя из своего горького опыта, сказать одно: не все хорошо, что дешево. "Комсомолец" погиб с 42 подводниками на борту во многом из-за экономии на копейках при строительстве.
- Адмирал Евгений Чернов считает виновником трагедии вас...
- Да, он обвинял меня в неподготовленности экипажа. Но ни первая правительственная комиссия, ни вторая, созданная в 1992 году по его инициативе Верховным Советом, ни Генпрокуратура, неоднократно возбуждавшая уголовные дела, не нашли оснований для пересмотра выводов о причинах гибели подлодки. "Комсомолец" затонул из-за редчайшего наложения друг на друга двух аварийных ситуаций. Ликвидация последствий каждой из них требовала от экипажа взаимоисключающих действий. Случиться такое могло только из-за конструктивных недостатков при проектировании и строительстве корабля.
Внешне трагедия в Норвежском море не отразилась на карьере адмирала. Из командующего первой флотилией, в составе которой был "Комсомолец", он стал командующим Северным флотом. Но гибель "Комсомольца", случившаяся 12 лет назад, перевернула всю оставшуюся жизнь Ерофеева.
...Сообщение о пожаре в седьмом отсеке поступило в 11.03. Отсек - от слова отсечь. Каждый наш подводник морально готов к тому, что, оказавшись в эпицентре пожара (наши подлодки напичканы огнеопасными материалами, там даже хлеб проспиртован), он может погибнуть, но зато весь корабль и остальной экипаж будут спасены. Для этого нужно не дать пожару выйти за пределы отсека.
Именно это и попытался сделать, заметив огонь, вахтенный матрос Бухникашвили. Увы! Задача оказалась непосильной. Через стенку отсека - переборку по-флотски - шли системы жизнеобеспечения корабля: линия вала с системой ее смазки, вентиляция, радиационный контроль, кислород и так далее. Отверстия, через которые тянулись их трубопроводы, и надо было закрыть.
Как показал эксперимент на другой лодке, проведенный после трагедии, на герметизацию переборки требовалось до 20 минут. Огонь этих минут людям не оставил. На трубопроводе системы воздуха высокого давления прогорели прокладки. В горящий отсек пошел воздух, и пожар, заполыхав со страшной силой, мгновенно распространился по всему кораблю. То, что случилось, специалисты называют "эффектом домны". Меньше чем за шесть часов все было кончено.
- Был ли у экипажа "Комсомольца" хотя бы один шанс для спасения?
- Я уверен: был, но не в руках экипажа. Солидарен с адмиралом Георгием Костевым, который пишет в своей книге: "Комсомолец" можно было спасти, если бы были сделаны выводы из гибели сгоревших еще раньше подводных лодок - М-256 в 1956 году и К-8 в 1970-м.
- Что вы имеете в виду?
- Система воздуха высокого давления потеряла герметичность, потому что ее уплотнения были полиамидными. Они плавятся даже от пламени спички, а там пожар достигал 1200 градусов! На К-8 такие уплотнения были изготовлены из красной меди. Во время пожара в Бискайском заливе они уцелели и не пропустили воздух в очаг пожара. Экипаж смог бороться с огнем целых три дня.
Кроме того, на "Комсомольце" не была обеспечена герметичность между отсеками, что является прямым нарушением правил проектирования. Хотя еще совсем недавно у нас были лодки-автоматы, где любой отсек мог быть загерметизирован буквально одним поворотом ключа с пульта управления. Позже система, видно, кому-то показалась дорогой, и от нее отказались в целях экономии.
- Зарубежные лодки безопаснее наших?
- Да, другие развитые страны из гибели наших лодок сделали выводы. В результате, когда во Франции на одной из лодок случилась авария, 11 человек погибли, но большая часть команды и корабль спаслись. Все, что планировали сделать в России, есть теперь и у подводников США.
Американцы, если пожар все же случится, будут тушить его в удобных огнеупорных костюмах, переодевание в которые займет секунды. Есть в них и встроенные малогабаритные рации. Российский спасательный костюм надевают с помощью нескольких человек. Для связи с командиром корабля в отсеках "Комсомольца", например, было переговорное устройство "Лиственница". Чтобы нажать его кнопочку и доложить командованию об обстановке, приходилось бежать в другой угол. Так и не удалось убедить власти, что подводнику переносная рация или радиотелефон нужны не меньше, чем любому постовому милиционеру.
- Может быть, все дело в том, что Америка - богатая страна, а Россия - бедная?
- Это объективное обстоятельство. А сколько субъективных! Например, зачем нужно было создавать в три с лишним раза больше проектов подводных лодок, чем у тех же американцев? Зато от такого кардинального недостатка, как, например, шумность, избавиться не сумели. Один из наших проектов подлодок иностранцы так и прозвали - "ревущая корова".
Не жалела денег страна и на откровенно дурацкие "проекты века". Миллиарды рублей затратили в 80-е годы на строительство громадных укрытий для подлодок в северных скалах. Но зачем подводным лодкам "гараж"? Их место в море - на посту, на занятиях боевой подготовкой, на ремонте, наконец.
- Чем же продиктованы такие решения?
- Стремлением руководства ВМФ к видимости мощного флота России. Нам в самом деле нужно было добиваться паритета в вопросах вооружения со странами НАТО. "Холодная" война ставила задачу как можно быстрее построить систему морских стратегических ядерных сил страны. Она была выполнена. Жаль лишь, что погоня за количеством кораблей шла в ущерб их качеству. Но еще горше то, что за последние годы потеряно более половины стратегических лодок. А авианосец вообще остался один - "Адмирал Кузнецов". Остальные списали или продали. Зато другие страны - США, Великобритания, Испания, Франция, Аргентина, Китай, напротив, обзаводятся авианосцами. Понимают, что подводные лодки беззащитны без прикрытия с воздуха.
- Чем же вы это объясняете?
- Главное при развитии стратегических сил страны - это эффективность. Недаром большинство держав сейчас делают ставку именно на подводные лодки стратегического назначения: у американцев в море находятся более 60 процентов стратегических ядерных зарядов, у французов наземных нет вообще, а у англичан их на суше никогда и не было. У нас же теперь на первом месте ракетные войска стратегического назначения. Не потому, что у России и тут "свой путь", просто нынешний министр обороны Игорь Сергеев - выходец из ракетных войск. Вот их сейчас в основном и финансируют.
Пару лет назад на учения Северного флота прибыл президент страны. Ответственный за организацию визита чиновник предупредил Ерофеева: "Вы должны уложиться в 30 минут". Адмирал попытался объяснить: "Один самолет может закончить учения за полчаса, у меня - десятки кораблей..." Президент просидел на командном мостике полтора часа. Он не отрывал завороженного взгляда от стартующих с подлодок крылатых, баллистических и противолодочных ракет, азартно комментировал бой истребителей с ракетоносной авиацией... Ерофеев ликовал: вот закончится программа - и он наконец-то скажет президенту обо всем, что наболело. Но Ельцин отбыл, едва пожав руку.
- Олег Александрович, о чем вы сегодня хотели бы сказать, окажись снова на командном мостике - уже с новым президентом России?
- Попросил бы все-таки обратить внимание на "Юрия Долгорукого". Его спуск на воду запланирован на 2004 год, а выпуск этой серии - вплоть до 2015 года. Так что есть время не допустить повторения старых ошибок. Это очень важно. Ведь по договору СНВ-2 в 2000 году мы могли иметь 16 стратегических подлодок, а у нас их в два с лишним раза меньше. России нужен флот не для того, чтобы она считалась морской державой, а для защиты государственных интересов.