Сколько пуантов нужно для счастья?

Оказывается, у балерины всегда в запасе набор пуантов – разные для разных ролей

Солисты балета имеют право выйти на пенсию раньше, чем шахтеры, силовики или подводники. Танец Светланы Устюжаниновой, ведущей артистки Государственного театра «Русский балет», продолжается уже 35 лет. Мы еще увидим ее фуэте и пируэты на юбилейном концерте — и не только.

В декабре «Русский балет» совершал гастрольный тур по Китаю, в последние дни уходящего года давал представление в ныне печально знаменитом Ухане. Светлана вспоминает, с каким восторгом местные зрители принимали их «Лебединое озеро» и «Щелкунчика». А новость о расползающейся напасти догнала труппу уже в Москве. На родную сцену в Кузьминках артисты вернулись только после медосмотра: слава богу, живыми-здоровыми.

...Дорогу в большой балет ей открыло Пермское хореографическое училище. На втором курсе впервые Светлана выступила в престижном творческом вечере рядом с выпускницей училища, народной артисткой СССР Надеждой Павловой. Прославленная балерина с тех пор остается кумиром, с которым она сверяет каждую свою роль. Там же, в Перми, талантливую танцовщицу заметил худрук «Русского балета» Вячеслав Гордеев. С этой труппой она связала жизнь, создав яркие образы в спектаклях мировой балетной классики — от Чайковского и Минкуса до Пуньи и Адана.

Для Устюжаниновой не существует рамок: образы лирического и героического плана, академическая классика, характерный танец, современная пластика. А с возрастом Светлана освоила вторую профессию: сама начала ставить спектакли в Уфе, Екатеринбурге, Иркутске, в Израиле. Так что вопрос относительно отмеренных балерине лет ее врасплох не застал:

— Тут все зависит от здоровья. Я благодарна Вячеславу Михайловичу Гордееву за возможность постепенно оставлять большую сцену. Таким образом получаю время для вхождения в роль педагога-репетитора.

Свидетелем такой работы мне довелось быть на берегу живописного озера Лебедянь, куда театр перенес постановку «Лебединого озера». Как назло, за час до открытия прошел дождь, Устюжанинова очень переживала за судьбу квартета, исполнявшего финальный танец. Покрытая театральным линолеумом сцена предательски уходила из-под ног. Но представление завершилось бурными овациями зрителей, остававшихся под дождем до конца представления.

— Мало кто знает, что у балерины всегда в запасе набор пуантов, — делится секретами Светлана. — Для Жизели, к примеру, требуются самые мягкие, поскольку у нее много прыжков. А для Одетты и Одиллии, наоборот, жесткие, потому что много вращений.

— А правду говорят, что балеринам приходится навсегда забыть про сладкое и жить впроголодь?

— Неправда. Вот я, например, перед спектаклем позволяю себе маленькую шоколадку — для настроения! Но в целом, конечно, приходится придерживаться диеты. Иной раз сядешь за стол с яствами, полюбуешься — и чувствуешь, что уже сыта.

— Если бы не балет, то что?

— Трудно даже представить, чем я могла заняться. Вариантов просто не было. Мне в жизни очень повезло, что нашла единственную дорогу.

— Есть партия, которую вы хотите исполнить на сцене?

— На этот вопрос попробую ответить на своем юбилейном вечере 13 марта. Если успею подготовить то, о чем мечтаю и что еще никогда не исполняла. Но пока это секрет.