Как известно, президент России лично предложил внести в Конституцию ограничения для высших должностных лиц государства, исключающие их связь с заграницей. Так сказать, сделать критерием пребывания в номенклатуре географическую и патриотическую ориентацию. Логично? Вполне. В духе времени: это продолжило бы курс главы государства на так называемую национализацию элит.
На сайте Кремля приводятся слова Владимира Путина: «Предлагаю на конституционном уровне закрепить обязательные требования к лицам, которые занимают должности, критически важные для обеспечения безопасности и суверенитета страны. А именно: главы субъектов Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, председатель правительства, его заместители, федеральные министры, руководители иных федеральных органов, а также судьи не могут иметь иностранное гражданство, вид на жительство либо иной документ, который позволяет постоянно проживать на территории другого государства. Смысл, миссия государственной службы именно в служении, и человек, который выбирает этот путь, должен прежде всего для себя решить, что он связывает свою жизнь с Россией, с нашим народом, и никак иначе, без всяких полутонов и допущений».
Но если уж без полутонов и допущений, то ограничения должны бы касаться и счетов в иностранных банках, и зарубежной недвижимости. Тем более что владение такой недвижимостью при желании очень быстро может быть конвертировано в вид на жительство или гражданство иностранного государства. А то ведь что получается: чиновник добывает деньги (не рискну сказать: зарабатывает) в России, причем не всегда благопристойным образом, и отправляет их за рубеж. Очевидно, что таким образом у высших должностных лиц не только пропадает интерес к улучшению жизни в нашей стране, но и образуется крючок, который привязывает данных лиц к другим государствам, легко делает их заложниками чужих интересов и объектом шантажа.
Помните, с каким треском вылетел со своих постов видный единоросс и думец Плигин, у которого была обнаружена нехилая недвижимость в курортных местечках Соединенных Штатов? Но, видимо, ныне уже не те суровые времена и не те люди. Идея принципиального отказа от зарубежной недвижимости была встречена в штыки прежде всего депутатами и сенаторами, причем самыми отъявленными патриотами. В качестве аргумента приводился и такой: элита-де никак не может отказаться от милых ее сердцу домиков в Белоруссии и на просторах бывшего СССР. Да и зачем нам такие запреты, мы, мол, демократическая страна. Что называется, вспомнили!
Против выступил сопредседатель рабочей группы по обсуждению изменений в Конституции Андрей Клишас, который сообщил РИА «Новости», что поправок, которые бы запрещали чиновникам владеть недвижимостью за рубежом, нет и не было. Дескать, не о чем говорить. Свое несогласие и даже непонимание необходимости таких ограничений выразил и глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, который назвал излишним внесение в Конституцию запрета чиновникам иметь недвижимость за рубежом.
Так почему же они никак не хотят без «полутонов и допущений»? В интернете давно циркулирует список из четырех десятков высших должностных лиц с указаниями на их зарубежные дворцы, виллы и прочие теплые гнездышки в логовах всевозможных врагов и недругов Родины. Некоторые из фигурантов этого списка активно заявляют о клевете и наветах, остальные попросту помалкивают...
Однако, как сообщает ТАСС, по состоянию на 2019 год 22 депутата и девять сенаторов официально задекларировали зарубежную недвижимость. И, судя по всему, отказываться от нее ни при каких политических раскладах не собираются. Что-то подсказывает, что после перелицовки Конституции и очередной декларационной кампании количество «слуг народа», официально владеющих «домиком в Швейцарии», увеличится. А что, это же не запрещено, значит, можно уже и не прятаться. В демократической стране, которой они представляют себе Россию, каждый может себе такое позволить...
Какая уж тут национализация элит, какая ее связь с Россией! Нехитрая философия, заключающаяся в умении «извлекать выгоду здесь, а жить там», прочно въелась в умы властей предержащих. И тут никакие поправки к Конституции не помогут.