Эту фразу героя Александра Калягина из «Рабы любви» вполне можно отнести к телезрителям. Если, конечно, судить по популярности кулинарных программ, в большом количестве появляющихся на наших каналах, а также передач о здоровом образе жизни. Вторые особенно актуальными становятся в преддверии сезона отпусков, когда, с тоской посмотрев на показатели весов, мы начинаем думать, что при таких цифрах романтическое знакомство на пляже, пожалуй, не светит. Но вот есть же герои реалити-шоу про толстяков. Что там наши лишние пять килограммов, когда люди умудряются по 50 скинуть. А мы-то чем хуже?! Увы, не все так просто.
Во многих государствах проблема лишнего веса приобрела характер, прямо-таки угрожающий национальной безопасности. Причем первыми забили тревогу американцы, встревоженные популярностью фастфуда. Именно там появились первые спецпроекты для желающих похудеть. Но тут следует остановиться на одном парадоксе. Бывали времена, когда о доходах человека судили по его телосложению. Толстый — значит, богатый. Неслучайно атрибутами миллионеров в кино и карикатурах были не только сигары и котелки, но и внушительных размеров животы. Ну а тощие, понятное дело, бедняки. Им кушать нечего. Теперь картина кардинально изменилась. У людей обеспеченных есть деньги на здоровое, качественное питание и фитнес-тренеров. А бедные едят что попало и о «качалке» могут только мечтать.
Таким образом, мы назвали главные составляющие популярных передач о похудении: специальные диеты и физические нагрузки. В качестве примера приведем программу «Взвешенные люди», идущую на СТС. Это российский аналог популярного американского реалити-шоу The Biggest Loser, первый сезон которого появился аж в 2004 году. Об успешности проекта может говорить уже тот факт, что его адаптации идут в 25 странах.
Участники наших «Взвешенных» — это 18 мужчин и женщин, отобранных в разных городах России. Критерием на кастинге служит не только лишний вес, но и умение человека рассказать о своих переживаниях, быть на экране выразительным. «Счастливчики», попавшие в шоу, делятся на две команды, которые на несколько месяцев заселяются в специально обустроенном доме, напичканном (так же, как и окружающее пространство) телевизионными камерами. Для начала каждый толстяк рассказывает историю, из которой можно понять, для чего именно ему нужно сбросить килограммы. Кто-то мечтает о любви, кто-то жаждет родить здорового ребенка, а кто-то — прыгнуть с парашютом. Далее все они попадают в руки диетологов и тренеров. Первые начинают издеваться над их желудками, заставляя питаться невкусно, но правильно. Вторые — над мышцами, причем не только с помощью банальных тренажеров, но и, например, при содействии... поросят, которых худеющие ловят в загоне.
В конце каждой недели команды взвешиваются. Та, которая скинула меньшее количество килограммов, лишается одного участника. Когда людей на площадке остается совсем немного, команды расформировываются, и дальше идет уже индивидуальная работа. Победителем первого сезона «Взвешенных» стал мужчина, умудрившийся избавиться почти от 60 кг. В результате он получил не только вполне стройную фигуру, но и три миллиона рублей. Было ради чего мучиться!
А теперь зададим вопрос: многие ли тучные телезрители смогут извлечь пользу из этой программы? Смею предположить, что, увы, считаные единицы. И дело не в том, что сам проект чем-то нехорош. Дело в обычной человеческой слабости. Сколько людей дают обещание, что с нового года бросят пить, курить и начнут заниматься спортом, и сколько действительно сделает это? Вот то-то.
У «Взвешенных людей», по сравнению с рядовым представителем аудитории, есть колоссальное преимущество. Они помещены в условия, не провоцирующие никакими соблазнами. В их холодильниках не лежат запрещенные копченые колбаски. К ним не пристают приятели-искусители: «Да брось ты страдать, пойдем лучше после работы пивка попьем!» У героев проекта все заточено под результат. Да и миллионы вряд ли будут лишними.
Возможно, некоторые зрители, вдохновленные примером, и попробуют заняться собой, но надолго ли их хватит? Тем более что в ходе просмотра у значительного их числа наверняка сложится уверенность, что достичь желаемого результата можно только при поддержке соответствующих специалистов высокого класса. Но тут приходится вернуться к тому, с чего мы начали: такие специалисты стоят ну о-очень дорого...
Впрочем, в этом аспекте аудитория реалити-шоу про похудение мало чем отличается от аудиторий кулинарных программ и передач про ремонт. Посмотреть, как вкусно и красиво готовятся блюда, приятно. Можно и самому попробовать повторить. Разок-другой. Пока не надоест.
В этой связи стоит упомянуть другое шоу про лишние килограммы — «Я была толстой», что идет на канале «Ю». Героини этого американского реалити — девочки-подростки, желающие за три летних месяца, предшествующих поступлению в колледж, обрести стройную фигурку. Каждый выпуск посвящен одной девушке. С ними тоже работают диетологи и тренеры, но никаких специальных условий им никто не предлагает и крупных сумм не сулит. Бедняжки вынуждены бороться за красоту, сталкиваясь со всеми теми сложностями, что были перечислены. Но тем ценнее их победы.