Рай на фронте - это когда тебя днем не убили, а к вечеру кашу в окопы привезли
Сытый солдат лучше воюет. К началу Второй мировой войны эта истина была известна всем. Даже генералы осознали, что суп и каша из горячего котла для исхода боя важны не меньше, чем патроны и снаряды. Вот и сегодня, накануне 70-летия со дня нашей Победы, пора бы вникнуть в такие «мелочи», как солдатский паек. Тем более что в сознании обывателя засели не вполне справедливые штампы. Про то, что наши солдаты голодали, у немцев в этом вопросе царил сплошной орднунг, а союзники вообще ни в чем себе не отказывали — например, в разгар операции «Оверлорд» вместе с танками выгружали на нормандский берег аппараты по производству мороженого... Насколько эти стереотипы близки к истине?
После Первой мировой войны важность продовольственного снабжения армий уже не вызывала сомнений. Все поняли: солдатские пайки должны были быть компактными и сытными. Но дьявол, как известно, кроется в деталях... В Красной армии паек по калорийности уступал пайку русского солдата Первой мировой (там было 400 г мяса в день!), зато стал куда разнообразнее. В рационе появилось больше овощей, круп и рыбы. Усиленное питание полагалось подводникам и летчикам. В тыловых гарнизонах паек был скромнее, но и он обеспечивал 3000-3600 ккал в день. Начальствующему составу полагался доп-паек — по 40 г масла, 20 г печенья, 50 г рыбных консервов и сигареты.
Для сравнения: в Германии еще до войны были введены карточки, по которым рабочие оборонных предприятий получали продуктов на 4600 ккал в день. А на оккупированных территориях среднее потребление в 1943-1944 годах составляло во Франции — 1080, в Бельгии — 1320, а в Польше — всего 855 ккал.
Конечно, нормы снабжения — понятие условное. Продукты могут выдаваться на несколько дней, а съедаться в два присеста. У солдата имелся НЗ. Курящим красноармейцам выдавали табак, бумагу и спички, а некурящие на второй год войны стали получать взамен две плитки шоколада или 300 г конфет в месяц. Ну и, конечно, знаменитые 100 г водки в день (водку на Кавказском фронте заменяли стаканом вина). При этом положено было наливать солдатам не для храбрости перед атакой, а, наоборот, после боя, как антидепрессант (у союзников для этой цели служила жевательная резинка). Но на фронте выходило по-всякому: и перед боем водку давали, и после, и, случалось, вместо еды...
В 1941-м с питанием в Красной армии бывали серьезные проблемы из-за неразберихи в тылах, всегда сопровождающей отступление. Когда же фронт установился более прочный, то и снабжение наладилось. С 1942 года в армию стала поступать тушенка, которую специально для Красной армии по советским гостам начали производить в США, а также консервированная колбаса фирмы SPAM (кстати, отсюда пошло и слово «спам», означающее нежелательную почту, — колбасная фирма первой применила такой способ рекламы в 1960-е годы). Всего за время войны американцы нам поставили больше 2 млрд банок мясных консервов, получивших в народе добродушно-едкое название «второй фронт».
В окопах по нормам красноармейцев положено было обеспечить горячим питанием дважды в день. Как правило, перед рассветом и после заката, когда можно с меньшим риском подогнать полевые кухни к переднему краю.
У немцев с горячим питанием обстояло попроще. По части питательности вроде порядок: 3600 ккал в тылу и 4500 — на фронте. Однако утром на завтрак даже в окопах выдавали только хлеб и кофе. Весь остальной паек солдаты получали вечером, с наступлением темноты. Мясной суп, 1,5 кг картофеля, 140 г мяса, овощи, макароны или каша. А сухой паек содержал 750 г хлеба, 120 г колбасы, 80 г масла и 200 г джема. Иногда давали дополнительно яйца, шоколад и фрукты.
Однако у такой системы питания был серьезный изъян. С таким калорийным меню, да еще нередко лишенным супов, да с одноразовым питанием, справлялся не каждый желудок. Поэтому среди немецких солдат одними из самых распространенных были связанные с этим заболевания — гастрит, несварение и запоры. В армии даже появились целые запасные батальоны, куда отправляли солдат с обострением желудочных заболеваний. А в 1942 году «желудочников» свели в 165-ю пехотную дивизию, расквартированную во Франции.
По набору продуктов немецкий паек был более разнообразным и включал в себя колбасы, сыр, молоко, какао, сливочное масло. А еще одним из примечательных отличий от советской системы было отсутствие командирских рационов — все, от рядового до полковника, обеспечивались по одним нормам.
Янки первыми отказались от приготовления пищи и путаных ежедневных рационов вроде «20 г риса, 75 г мяса и 2 г соли». Все питание солдата на фронте осуществлялось в виде стандартных наборов. В паек входили три жестяные банки с консервами и три упаковки галет, а также таблетки для обеззараживания воды, спички, туалетная бумага, жевательная резинка и консервный нож.
Для разнообразия существовало шесть разновидностей меню, и солдаты часто менялись между собой консервными банками. Такой подход сильно упростил снабжение армии питанием. Можно вспомнить, что за первые три недели операции по высадке союзников в Нормандии на берег было доставлено 60 млн ежедневных рационов.
Еще в 1935 году полковник Логан заказал фирме Hershey шоколадные батончики для армии США, которые потом так и стали называть «батончиками Логана». Перед производителями заказчик поставил четыре условия: небольшой вес, высокая энергетическая ценность, шоколад не должен таять при высоких температурах, а еще продукт не должен быть вкусным, не привлекательнее холодного вареного картофеля (последнее требование истекало из пожелания, чтобы солдаты ели это только при необходимости). В результате получились 350-граммовые батончики, в составе которых был шоколад, сухое молоко, сахар, овсяная мука, кокосовый жир. Три таких батончика приравнивались к НЗ на день, содержали 1800 ккал и не таяли при 50-градусной жаре. Сухой паек приходилось растапливать в горячей воде или долго жевать всухомятку. Батончик получился таким горьким и невкусным, что солдаты его прозвали «секретным оружием Гитлера». Они батончик не жаловали и старались от него избавляться, выменивая у местных жителей на что-то более съедобное.
Невкусно, зато какой бизнес! За время войны для американской армии было произведено больше 3 млрд пайков. Если в 1939 году завод Hershey производил 700 тысяч порций в неделю, то через пять лет мощности выросли до 24 млн еженедельно. Батончик входил в рацион солдат во время войн в Корее и Вьетнаме и даже побывал в космосе на космическом кораб-ле «Аполлон-15» в 1971 году...