Сергей Сафронов: Три брата, но не акробата

«Труд» заглянул за кулисы непростой профессии иллюзиониста и яркого телепроекта «Империя иллюзий: братья Сафроновы»

Они действительно не акробаты, хотя ремесло у братьев Сафроновых ничуть не легче — три брата выступают на арене в качестве иллюзионистов. А на телеканале СТС они блистают в именном проекте «Империя иллюзий: братья Сафроновы». Здесь братья впервые выступают друг против друга в борьбе за титул сильнейшего. А помогают им в этом звездные команды, которые иллюзионисты выбирали самостоятельно.

Обычно профессионалы не любят раскрывать секреты фокусов. Но корреспондент «Труда» постарался заглянуть за кулисы этой непростой профессии и яркого телепроекта в разговоре с Сергеем Сафроновым.

— Сергей, мы привыкли, что братья Сафроновы неразделимы, — и вдруг они соревнуются между собой. Не случится так, что в соревновательном азарте ваше творческое трио распадется?

— Ни в коем случае! Мы как были неразлучны, так и останемся, это я вам обещаю. А что касается азарта... Здесь он не разрушительный, а скорее созидательный. Нам ведь и самим интересно узнать, кого из троих зрители выделят, выберут, кто из нас круче. Сами-то про себя мы все знаем, но в данном случае будем из кожи вон лезть, чтобы в целом получилось зрелище с большой буквы.

— В общем, до драки в эфире дело не дойдет?

— Да нет, конечно. Мы люди мирные, к тому же помним: наше шоу транслируется в 7 вечера, а это время, когда перед телеэкраном собираются и родители, и бабушки с дедушками, и внуки. И мы просто не имеем права густо сдабривать передачу скандальными моментами, какие случаются, например, в «Битве экстрасенсов» или «Доме-2».

— А вне эфира вы между собой выясняете отношения? Ну не может же в такой профессии, как ваша, все решаться с приторной корректностью, к взаимному удовольствию?

— Бывают, конечно, и споры, и разногласия — как без этого? Но тут важно не переходить на личности и не таить обиду. Цель объединяет: каждый ведь хочет, чтобы шоу продолжалось — и было ярче и привлекательнее, чем вчера.

— А как каждый из братьев относится к успехам другого? Вот вы, например, два года назад победили на шоу «Остров», выиграли тогда 12 млн рублей, колоссальный куш сорвали. Какова была реакция Ильи и Андрея?

— Они сами хотели участвовать в этом шоу и сначала очень расстроились, что их туда не пригласили. А потом стали уговаривать меня поехать на остров — я-то как раз никакого желания не испытывал. Ну не хотелось мне есть что попало и прыгать по пальмам! Это не совсем мои игры. Но братья поддержали, я поехал и выиграл, чему они были очень рады. А по поводу куша... Денег в конечном итоге я на руки получил не 12 млн, а в два раза меньше — за вычетом всяких налогов. По полмиллиона я, как и обещал, раздал тем, кто дошел со мной до финала: Ираклию, Насте Задорожной, Мите Фомину и Косте Дзю. Еще по полмиллиона досталось моим родителям и родителям жены. А оставшиеся 3 млн мы с братьями разделили поровну. И устроили себе замечательные каникулы: братья — в Таиланде, а мы с женой — в Болгарии, у ее родителей.

— Я-то думала, вы свои деньги вложите в собственное шоу.

— 3 миллиона — это довольно скромная сумма для шоу, поверьте. Вот, скажем, представление, с которым мы с братьями сейчас гастролируем по стране, стоило нам в общей сложности около 38 млн рублей.

— Вернемся к проекту «Империя иллюзий: братья Сафроновы» на СТС. Говорят, что приглашенным знаменитостям работать с вами было непросто: они платили синяками и царапинами.

— Да, и такое бывало. Но наши друзья — звезды шли на этот эксперимент с радостью и стоически все выдерживали. Особенно досталось Сати Казановой. Она участвовала в опасном номере: залезала в ящик, который я протыкал насквозь пылающими пиками. И вот во время съемок капля бензина случайно упала с пики на ящик, он загорелся. К счастью, нам удалось быстро потушить огонь. Сати была в тот момент уже внутри ящика, поэтому она так и не узнала, какая ей угрожала опасность. Все эти драматические детали ей станут известны, только когда она посмотрит шоу по телевизору. Или прочтет это интервью в «Труде»...

— Какие качества вы считаете главными для звездных участников на съемках вашего шоу?

— Пожалуй, дисциплинированность. Кажется, что тут особенного — сделать все точно, как расписано? Но мы не раз сталкивались с тем, что из-за каких-то мелочей впечатление от номера смазывается или номер вообще не удается. Вот, например, когда мы на церемонии вручения 10-й премии «Золотой граммофон» показывали трюки со звездами, некоторые номера у нас были завалены. А все потому, что артисты не посчитали нужным элементарно отрепетировать свой трюк. Настя Заворотнюк приехала за 5 минут до начала шоу, выслушала наши объяснения, заверила, что все просто и понятно. А во время представления зашла в иллюзионный аппарат, забыв при этом, что продолжает держать микрофон: положить его некуда, а от нее требуется активная работа двумя руками. В итоге номер не получился. Так что сейчас мы приглашенным артистам ставили четкие условия: дружба дружбой, но приезжать на репетиции надо обязательно. Или мы зовем кого-то другого, менее занятого и более покладистого.

— Сергей, я знаю, что первым в вашей семье стать иллюзионистом захотел Илья, затем Андрей, и только потом к ним присоединились вы. Представьте, что вы росли бы один, без братьев, — какую профессию вы бы себе выбрали?

— Наверное, служил бы в театре. Я ведь после школы поступил в «Кулек», как ласково называли Московский госуниверситет культуры и искусств, учился на режиссера. А Илья с Андреем стали выступать с иллюзионом на корпоративах, и я попросился к ним ведущим, для студента это был хороший приработок. Но дальше работа меня так захватила, что институт пришлось бросить... Вообще нам повезло, что нас трое. Когда мы начинали, то сами изготавливали иллюзион — сначала дома, а потом в арендованном специально для этого гараже. И сами возили иллюзион по корпоративам, ресторанам. Причем все наши приспособления очень тяжелые, а возможности нанимать грузчиков у нас тогда не было... Так что в одиночку с таким делом было бы справиться очень трудно.

— Как известно, братья Кио пилили на сцене собственных жен. В этом есть резон: все гонорары остаются в семье, и секреты тоже. А вы свою супругу Марию не хотели привлечь к семейному бизнесу?

— Такая идея возникала. Думаю, в будущем мы обязательно воплотим ее в жизнь.

— Извините за интимный вопрос: Мария вас ревнует к ассистенткам? Уж больно они яркие девушки...

— Еще как ревнует, порой такие скандалы дома закатывает — хоть самому в ящик ложись! Но и ее мама, и моя за меня заступаются. Только это и выручает.

— А разве в семейных отношениях профессия иллюзиониста не способствует разрешению конфликтов? Может, вы знаете такие фокусы, чтобы детей вовремя уложить спать или поднять жене настроение?

— Чтобы уложить детей спать, фокуса недостаточно, иногда нужен хороший пендель! (Шутка). Конечно, своим детям дома я пару фокусов показывал. Например, когда монетка из ладони исчезает. Они пытались это повторить. А сейчас они из зала смотрели наше шоу и дома у меня выпытывали: а как эти фокусы получаются? Особенно дочке Алине это интересно, ей четыре года. Вове-то два, он еще маловат. Алине на ее вопросы отвечаю: «Вот поможешь маме с посудой управиться, уберешь игрушки — и я тебе кое-какие секреты открою».

— Я читала, что вы в Алинином возрасте уже работали в театре «Современник». Как вы туда попали?

— Мама хотела, чтобы мы с Андреем стали артистами, поэтому лет с четырех стала нас водить по актерским агентствам. И вот однажды нам позвонили и сказали, что в «Современнике» заболел маленький артист, а вечером спектакль «Плаха» с его участием. Роль совсем не сложная: мальчика просто носят на руках. Мы с мамой и братом поехали в театр. Сначала в спектакль хотели взять Андрея, он у нас с детства очень обаятельный. Но брат на сцене испугался и расплакался, так что роль в итоге досталась мне. Потом я еще играл в «Кабале святош» (там у меня даже текст был) с Игорем Владимировичем Квашой, в «Крутом маршруте»... Закончилась моя театральная деятельность через несколько лет, когда я вырос настолько, что носить меня на руках стало слишком трудно. Помню, уже студентом циркового училища я «факирил» на Московском международном кинофестивале: с голым торсом, в золотых штанах стоял с факелом и дышал огнем. И вдруг смотрю — идет Кваша. Я к нему подбежал, говорю: «Здравствуйте, Игорь Владимирович! Я Сергей Сафронов, помните меня, я играл Захарию Муаррона в «Кабале святош»?» Он сказал: «Да-да-да, помню», — и пошел дальше. Сначала я как-то очень расстроился. А потом подумал: «А что, собственно говоря, Кваша должен был сделать? Сказать: «Ах, как я рад тебя видеть, переодевайся, пойдем куда-нибудь выпьем»?

— В детстве вы, наверное, хотели быть волшебником?

— Да, мне всегда очень нравились супергерои. Но не ряженые вроде Спайдермена или Бэтмена, а такие, знаете ли, внешне простые, обычные люди, но при этом обладающие необычайными способностями. Ну вот как Дэвид Копперфильд: он обычный парень, немного герой-любовник, но тем не менее может распиливать женщин, поднимать их в воздух, да и сам не прочь полетать... И для этого ему не нужна волшебная палочка или еще что-то в этом роде. Достаточно просто придумать такой трюк, до которого другие не додумались. Хотя это, пожалуй, потруднее, чем встретить старика Хоттабыча с его волшебной бородой.

— А вы лично общались с Копперфильдом?

— Я — нет. Братья летали в Лас-Вегас, посмотрели его шоу и потом зашли к Копперфильду за кулисы. Поговорили с ним через переводчицу, подарили DVD с нашим шоу. Копперфильду очень понравилось, что мы ему посвятили один из трюков с исчезновением статуи. Мне, к сожалению, не довелось тогда пообщаться с маэстро — помешали съемки. Я сейчас осуществляю свою мечту: снимаю мистический триллер «Экстрасенсы. Гиблое место». Сценарий написал сам вместе с режиссером Федором Торстенсеном. Это будет что-то в духе ленты «Ведьмы из Блэр», только местом действия станет заброшенная деревня в Архангельской области. Ну просто ужас! С чудесами вперемешку...