Служба исследований HeadHunter провела опрос и выяснила, что подъем по карьерной лестнице интересует российских работников гораздо больше, чем профессиональное развитие в одной должности. Каждый второй сегодня рвется в руководители, при этом, как показывает практика, большинство к такой ответственности оказывается не готово.
Но все чаще такой подход оборачивается для работников карьерным тупиком. Ведь даже школьнику понятно, что кресел руководителей на всех не хватит, да и способностями к управлению природа наградила не каждого. Отягощает ситуацию то, что за последние 20 лет горизонтальный карьерный рост в России потерял свою значимость и все чаще воспринимается как топтание на месте. Только 13% опрошенных согласились с тем, что расширение обязанностей в рамках одной должности или переход на смежную позицию может считаться достойным карьерным передвижением.
Бизнес-тренеры, неустанно пытающиеся подтянуть отечественный бизнес к стандартам западного образца, видят корень проблемы в российском менталитете. «В мировой практике такое отношение к карьере — настоящий феномен. Вероятно, это связано с нашим советским прошлым, когда в качестве ориентира использовалась армейская система. В умах отпечаталось, что повышение по службе должно сопровождаться присвоением другой должности, повышением зарплаты и увеличением количества подчиненных. Но современная бизнес-система работает иначе. На Западе существует практика приглашать стажеров и отправлять их на работу по очереди в разные отделы компании, чтобы те могли увидеть механизм работы компании изнутри как единого организма. Таких людей готовят на позиции топ-менеджмента. И этот подход, основанный на горизонтальном карьерном росте, позволяет прийти к руководящей позиции с огромным багажом», — говорит бизнес-тренер Илья Богин.
К сожалению, «армейской болезнью» заражены не только работники, но и руководители многих отечественных компаний. «Российские работодатели часто не понимают смысла такого передвижения сотрудника: они двигают человека вверх (например, делая из специалиста менеджера, что в реальности подходит далеко не всем), либо увольняют, если он с работой не справляется, либо вовсе не трогают, пока он сам не уволится, — прокомментировал результаты исследования руководитель пресс-службы HeadHunter Иван Тютюнджи. — Зачастую в России это единственный вариант получать больше денег, специалистам у нас редко платят больше, чем тем, кто несет на себе менеджерские функции. Получается, при горизонтальном росте денег больше платить не станут, коллеги и друзья таких движений в работе не поймут, а потенциальный новый работодатель отнесется с подозрением».
Тем не менее находятся и исключения из этого общего правила. Правда возможность развиваться горизонтально, как правило, появляется там, где повышать сотрудника попросту некуда. Татьяна Мирошникова устроилась на работу в небольшую питерскую компанию по продаже алюминия. Вакансия, на которую пригласили девушку, была обозначена как менеджер по продажам. Однако на деле ее рабочие обязанности быстро вышли за эти рамки. «У нас небольшой коллектив, и часто приходится подстраховывать коллег. За несколько месяцев я научилась оформлять складские документы, накладные, чеки, даже документы для налоговой. Я понимала, что повышать меня не будут, так как выше меня стоит только директор нашего офиса. Недавно он спросил меня, какие еще обязанности я могла бы выполнять в рамках своей должности, чтобы мне могли повысить зарплату. Вопрос поставил меня в тупик, ведь я и так делаю больше, чем положено. Тогда мне предложили отучиться на курсах повышения квалификации. И зарплата вырастет, и ума прибавится», — говорит Татьяна.
Горизонтальный карьерный рост оказывается находкой не только для работников, которые стремятся не руководить, а добросовестно исполнять свои обязанности, но и для руководства. Ведь при такой системе в разы снижается количество желающих кого-либо подсидеть, а в командах появляются квалифицированные работники.