Что вы имеете против астероида?

В Совете Федерации на заседании круглого стола прошла дискуссия планетарного масштаба

Ее участники обсуждали угрозы из космоса — проблему, которая после недавних челябинских событий приобрела особую актуальность. В разговоре приняли участие ученые, конструкторы, государственные деятели, руководители космических предприятий, сенаторы.

Риски возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с космическими явлениями, как сообщил, задавая тон обсуждению, заместитель председателя Совета Федерации Юрий Воробьев, весьма велики. Даже выше, чем риск погибнуть в авиакатастрофе для тех, кто регулярно летает. Причем немалую тревогу здесь вызывает неизвестность.

Главный вопрос: можем ли мы обнаружить все потенциально угрожающие Земле небесные объекты, чтобы следить за их траекторией? Увы, сегодня это невозможно. «Ситуация здесь очень острая», — подчеркнул директор Института астрономии РАН, председатель экспертной группы по космическим угрозам при Совете по космосу РАН Борис Шустов. Количество объектов, сравнимых с тунгусским телом или больше и представляющих потенциальную опасность столкновения с Землей в ближайшие 100-200 лет, составляет 200-300 тысяч, а известны нам (то есть можем следить, определять траекторию) только 2% из них. «Это значит, — констатировал ученый, — что неожиданное появление опасного тела вблизи Земли — не исключение, а типичная ситуация». И на принятие адекватных мер у землян остается очень мало времени. Есть ли решение этой непростой задачи? Обычные астрономические телескопы, даже самые крупные, для массового (90-процентного) обнаружения опасных тел не пригодны. Нужны сложные и дорогие широкоугольные телескопы большого диаметра. Пока работает только один — в США. И еще строятся комплексы с аналогичными мощными инструментами в Европе, опять же в США. А в России таких телескопов нет. Пока есть только надежда, что они будут созданы.

Тема нашего отставания по ряду важных направлений прозвучала на круглом столе отчетливо. В России, например, нет спутников слежения за Солнцем. Другой пример: в Америке успешно реализуется связанный с астероидной опасностью проект «Космическая стража» (финансирование — 60 млн долларов в год). А Канада запустила спутник для обнаружения космических пришельцев, летящих на дневном небе. Здесь многого не увидишь с Земли (так рухнул на Челябинскую область незамеченный до входа в атмосферу метеорит).

Интересные разработки в России есть и сегодня. В НПО имени Лавочкина создан эскизный проект аппарата, который сможет сесть на поверхность астероида, представляющего угрозу для Земли, и установить на нем радиомаяк. Наземные службы будут следить за полетом небесной махины, точно рассчитают траекторию. И тогда уже можно будет направить к опасному объекту ракету, например, с ядерным зарядом.

Об исследованиях, связанных с разрушением летящего к Земле астероида, рассказал директор департамента разработки и испытаний ядерных боеприпасов и военных энергетических установок Росатома Олег Шубин. Если на поверхности астероида взорвать ядерное устройство массой 1 тонна, то в окружающее космическое пространство будет выброшено около 100 млн тонн астероидного вещества. Частицы разлетятся с скоростью 100 м/с. Проводились также расчеты взрыва, произведенного не на поверхности астероида, а на определенной глубине. Осколки размером менее 10 м помчатся во все стороны. Те из них, которые достигнут Земли, сгорят в атмосфере и будут безопасны для людей.

Участники заседания подчеркивали, что России необходимо более энергично заниматься вопросами астероидной опасности. В правительство направлены конкретные рекомендации.

Намечено усилить координацию деятельности различных ведомств в этой области. В частности, Роскосмос совместно с Министерством обороны и Российской академией наук создадут единый центр по предупреждению и отражению космических угроз.