По данным Ассоциации европейского бизнеса, с начала года на отечественном авторынке произошли большие изменения. Популярность недорогих автомобилей, которые, казалось бы, во время кризиса должны были начать пользоваться особой популярностью у обедневших россиян, напротив, заметно снизилась. Так, например, в прошедшем феврале продажи автомобилей Lada упали на 36% (по сравнению с февралем 2008 года), автомобилей "УАЗ" и "ГАЗ" - соответственно на 56 и 68%. Многие решили отложить покупку авто до лучших времен. Причем это касается как отечественных, так и зарубежных. Renault в прошлом месяце недосчитался 36%, Daewoo - 48%, а Hyundai - 54%.
Общий объем продаж автомобилей в России в феврале упал на 38% (134,9 тыс. машин). Такой обвал не мог не отразиться на дилерах. Многие работники автосалонов лишились привычных процентов с продаж, а некоторые и вовсе оказались на грани увольнения (см. "Фокус труда").
Примечательно, что в начале года россияне стали активно скупать автомобили, которые принято относить к категории люкс. "Несмотря на общую кризисную ситуацию на автомобильном рынке в целом, продажи автомобилей люксовых брендов - Infiniti, Cadillac и Hummer - в автоцентрах растут", - сообщил бренд-менеджер Infiniti группы компаний Genser Константин Авакян. По его словам, на фоне падения продаж популярных марок на 50-70%, рост спроса на дорогие авто оказался просто колоссальным. "В январе продажи по сравнению с аналогичным периодом 2008 года выросли на 31%, в феврале - 35%", - рассказал эксперт. Добавим, что в целом популярность всех люксовых брендов стала больше на 71%. Среди роскошных машин особенным спросом пользовались Infiniti, Jaguar и Cadillac. Последний увеличил продажи вдвое.
Опрошенные "Трудом" эксперты полагают, что столь странный на первый взгляд перекос рынка вызван вполне объяснимыми причинами. По мнению ведущего аналитика агентства "Автостат" Дмитрия Агафонова, увеличение продаж дорогих автомобилей прежде всего связано с тем, что в начале года дилеры активно распродавали машины 2008 года. "До введения новых таможенных пошлин было ввезено много автомобилей, которые теперь предлагаются со значительными скидками", - пояснил эксперт. С ним соглашается и Константин Авакян, по мнению которого рост продаж связан с грамотной маркетинговой политикой производителя в кризисное время - сохранением цен на уровне прошлого года и специальными предложениями, позволяющими существенно сэкономить.
Кроме того, значительную роль сыграла одна особенность процесса покупки дорогих машин. "При выборе люксовых автомобилей в салоне предлагают множество опций. Машина фактически делается под конкретного клиента. Поэтому на ее подготовку уходит от трех месяцев до полугода. Таким образом, заказанные еще в прошлом году авто выкупаются только теперь, что и отражается в статистике", - рассказал Дмитрий Агафонов.
Однако, как отмечают специалисты, столь благоприятные условия для любителей дорогой езды сохранятся недолго. "Рост продолжится до тех пор, пока в продаже есть автомобили 2008 года выпуска на столь уникальных условиях. Автомобили 2009 года будут уже значительно дороже", - сообщил Константин Авакян.
Фокус "Труда"
Зарплаты сотрудников автосалонов
Заработная плата менеджера по продажам автомобилей состоит из оклада и процента от продаж. Оклад автодилера московского салона составляет примерно 50 тысяч рублей, а также 3% от стоимости каждого проданного им автомобиля. Например, с продажи нового автомобиля "Лада Калина" сотрудник зарабатывает около 5 тысяч рублей. В зависимости от типа продаваемого автомобиля работник должен продать в месяц 10-20 автомобилей. Таким образом, из-за падения продаж сотрудники московских автосалонов теряют минимум 20 тысяч рублей ежемесячно.
Цены и скидки
Lexus LS 600h
Цена без скидки - 6 590 432 руб.
Скидка - 1 318 086 руб.
Mazda CX-9
Цена без скидки -1 799 000 руб.
Скидка -240 000 руб.
Toyota Rav4
Цена без скидки - 1 315 091 руб.
Скидка - 328 772 руб.
Peugeot 4007
Цена без скидки - 1 117 000 руб.
Скидка - 120 000 руб.